Калейдоскоп коллекционера: после 1945

Все события
Продолжение спецпроекта «Калейдоскоп коллекционера». Посещая события лектория 1703, вы можете собрать мини-коллекцию графических открыток. Уникальный дизайн разрабатывается специально к каждому мероприятию. Теперь же каждый новый дизайн будет сопровождать авторский очерк Алёны Платоновой. Актуальные направления, имена и проекты с начала ХХ века до современных практик — читайте на нашем сайте! 

V.  Калейдоскоп коллекционера: после 1945

После Второй мировой войны во всем западном мире передовым художественным языком становится абстракция, во многом как попытка отрефлексировать ужасы пережитого. В СССР она была еще и проявлением индивидуализма и уходом от столпов «советскости» — коллективности и фигуративности. Важной точкой для развития советского художника была Американская национальная выставка1 1959 года в московских «‎Сокольниках»‎, где впервые в СССР показали работы главных представителей американского абстрактного экспрессионизма2: Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга и Аршила Горки.

Абстрактная композиция

Владимир Слепян. Абстрактная композиция. 1958 год


В советском искусстве это течение нашло свое проявление в перформансах Михаила Кулакова3, создававшего огромные абстрактные полотна в присутствии зрителей. Другой абстракционист, Владимир Слепян,4 писал экспрессивные картины при помощи насоса и огня, а Юрий Злотников5 проповедовал более научный подход и делал серии «сигнальных систем»: бумажные листы с разбросанными в странном ритме вспышками геометрических значков на белом фоне. Группа молодых художников «Движение» (1962-1976)6 отрицала фигуративность, но сохраняла идею коллективного творчества, что роднило их с практиками авангардистов. Звезда группы Франсиско Инфанте7 развивал идеи Наума Габо и Казимира Малевича и создавал кинетическое искусство,8 рефлексируя над прошлыми течениями, природой и наукой.


Франциско Инфанте-Арана. Спираль из серии «Проекты реконструкции звездного неба», 1965-1967 годы


Все эти практики не были приняты официальной повесткой социалистического реализма и относились к «неофициальному искусству» (подробнее о разделении советского искусства в третьем выпуске «Калейдоскопа коллекционера»). После смерти Сталина в 1953 году рамки цензуры поэтапно расширяются, и неофициальное искусство выходит на новый уровень развития. Именно период 1950-1980-х годов чаще всего ассоциируют с советским нонконформизмом9. Художники активно творили, однако какой-либо публичной выставочной площадки у них не было, и популярность набирали квартирные выставки. Зародившись скорее как место встреч и дискуссий, в 70-х годах «квартирники» становятся институциональным феноменом культуры СССР.

Одной из таких точек притяжения творческого лобби была квартира Георгия Дионисовича Костаки10 — крупнейшего коллекционера авангарда начала XX века. Именно у него дома у художников была возможность познакомиться с идеями авангардистов, что для многих стало академической базой для творчества. Кроме того, Костаки оказывал поддержку и своим современниками, например, известному нонкофмомисту Анатолию Звереву11. Члены существовавшего с конца 1950-х годов «Лианозовского круга»12 собирались в квартире дома барачного типа в поселке Севводстрой недалеко от станции Лианозово. Место встреч не только дало название самой группе, но зачастую становилось темой творчества, например, в социальном реализме  барачных пригородов Оскара Рабина13. В группу входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов14, Лидия Мастеркова15, Владимир Немухин16, Лев Кропивницкий17. Художники много работали с цитированием и апроприацией существующих стилей и форм, не скрывая вторичности своих проектов. Творческая группа абстракционистов «Новая реальность»18 обосновалась в загородном Абрамцево на территории дачи руководителя группы Элия Белютина19.  В своих квартирах устраивали встречи и представители других творческих профессий — пианист Святослав Рихтер и композитор Андрей Волконский.

Масштабным квартирным выставочным проектом стала в 1975 году серия экспозиций «Предварительных квартирных просмотров к Всесоюзной выставке»20. Смотры были реакцией на отказ в участии во Всесоюзной выставке произведений вне соцреалистической стилистики. Выставки проходили в квартирах Оскара Рабина, Иосифа Киблицкого, Корюна Нагапетяна, а также в мастерских Михаила Одноралова и Бориса Штейнберга. Проект был чрезвычайно популярен, к квартирам выстраивались длинные очереди. В выставке приняли участие практически все знаковые художники той эпохи: Анатолий Зверев, Виталий Комар21, Евгений Кропивницкий22, Александр Меламид23, Дмитрий Плавинский24, Евгений Рухин25, а также фотограф Сергей Борисов26.


Экспозиция в квартире Оскара Рабина. Москва. Документальная фотография


Аудитория квартирных и подпольных выставок, конечно, было ограничена кругом «своих», но именно на них коллекционер той эпохи мог познакомиться с актуальными произведениями и авторами. Покупателей было немного, коллекционирование неофициального искусства в СССР получит популярность уже только на рубеже XX-XXI веков, поэтому многие художники имели другую постоянную работу, например, иллюстратора в журнале. Это было следствием и неприятия их художественного языка на официальном уровне, и невозможности зарабатывать деньги на своем искусстве.

Помимо квартир произведения нонконформистов можно было увидеть на ситуационных, почти перформативных выставках. «Выставка двенадцати»27, организованная в январе 1967 года Оскаром Рабиным, продлилась всего два часа. Произведения дюжины художников-нонконформистов, выставленные в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов в Москве, вызвали недовольство работников учреждения, и мероприятие оперативно прекратили сотрудники КГБ. В 1974 году другой скандальной акцией стала «Бульдозерная выставка»28. Виталий Комар и Александр Меламид предложили идею выставки на открытом воздухе, площадкой был выбран пустырь на окраине Москвы — в Беляево, участниками стали около 20 художников. В том же месте и в то же время был организован субботник, и мероприятие силой разогнали с помощью бульдозеров. Резонанс был такой большой, в том числе и в западных СМИ, что властям пришлось санкционировать выставку неофициального искусства двумя неделями позднее в Измайловском парке29. Выставка ознаменовала маленькую победу художников-нонконформистов за свободу демонстрации их творчества и вызвала необычайный ажиотаж, за несколько часов ее посетило несколько тысяч человек.

«Бульдозерная выставка» - апогей истории неофициального искусства

«Бульдозерная выставка», 1974 год


Ссылки из текста:

Художники и фотографы:

3. Михаил Кулаков

4. Владимир Слепян

5. Юрий Злотников

7. Франсиско Инфанте

11. Анатолий Зверев

13. Оскар Рабина

14. Николай Вечтомов

15. Лидия Мастеркова

16. Владимир Немухин

17. Лев Кропивницкий

19. Элий Белютин

21. Виталий Комар

22. Евгений Кропивницкий

23. Александр Меламид

24. Дмитрий Плавинский

25. Евгений Рухин

26. Сергей Борисов


Течения и направления:

2. Абстрактный экспрессионизм

8. Кинетическое искусство

9. Нонконформизм

Художественные объединения:

6. Группа молодых художников «Движение» (1962-1976)

12. Художественное объединение «Лианозовской круг»

18. Творческая группа «Новая реальность»


Выставки и проекты:

1. Американская национальная выставка, Москва, 1959 г.

20. «Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке», Москва, 1975 г.

27. «Выставка двенадцати», Москва, 1967 г.

28. «Бульдозерная выставка», Москва, 1974 г.

29. Выставка в лесопарке Измайлово, Москва, 1974 г.


Коллекционеры:

10. Георгий Дионисович Костаки


Автор: Алёна Платонова