Калейдоскоп коллекционера: портреты

Все события
Продолжение спецпроекта «Калейдоскоп коллекционера». Посещая события лектория 1703, вы можете собрать мини-коллекцию графических открыток. Уникальный дизайн разрабатывается специально к каждому мероприятию. Теперь же каждый новый дизайн будет сопровождать авторский очерк Алёны Платоновой. Актуальные направления, имена и проекты с начала ХХ века до современных практик — читайте на нашем сайте! 

IV.  Калейдоскоп коллекционера: портреты

В ходе годовой программы лектория 1703 эксперты рассказывают, как начать коллекционировать, где и как покупать предметы искусства и на что ориентироваться при выборе. У коллекционера сегодня множество возможностей — пойти в галерею, отправиться на ярмарку, в мастерскую к художнику (не советуем), рассматривать аукционные каталоги. Перенесемся в середину XX века и посмотрим, кто собирал искусство в СССР, какие тогда были законы, где можно было встретить интересные работы и что интересовало коллекционеров.

Пожалуй, самым известным коллекционером послевоенного СССР был Георгий Костаки1. Вклад его собрания в музейное наследие России вполне сравним с коллекциями Третьяковых, Щукиных и Морозовых. 


О. Кандауров. Портрет Георгия Костаки. 1970-1971. 

Георгий Дионисович родился и вырос в Москве, однако имел греческое происхождение и паспорт, что помогло ему впоследствии эмигрировать. Как мы разбирали в прошлом выпуске, коллекционерами в СССР становились люди самых разных профессий, чаще всего представители интеллигенции: ученые, академики, выдающиеся медики, а также участники творческой тусовки. Часто эти категории перемешивались, и коллекционер со стажем так или иначе становился частью художественного лобби. Костаки не был исключением, он работал администратором в канадском посольстве с приличным, но не баснословным жалованьем. Покупать искусство он начал еще в тридцатые — сначала антиквариат, потом увлекся старой голландской живописью, гобеленами и иконами (часть коллекции сейчас находится в музее имени Андрея Рублева, Москва)2. А потом благодаря чутью и воле случая Георгий Дионисович начал собирать сердце своей коллекции — русский авангард первой трети XX века. Костаки совершенно случайно увидел произведения Ольги Розановой и вспоминал позднее: «...было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и в них ворвалось солнце. С этого времени я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард». Сейчас одну из самых известных работ Розановой «Зеленая полоса» можно увидеть на прекрасной выставке «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» в «ГЭС-2» (Москва).

undefined

О. Розанова, «Зелёная полоса», 1917.

Авангард на момент начала увлечения Костаки был в полном забытьи, он никак не соответствовал государственной культурной повестке, а многие авторы умерли или уехали. В связи с этим достать предметы было достаточно легко: что-то появлялось в комиссионных магазинах, что-то можно было купить у друзей художников, их наследников и всех, у кого по ряду обстоятельств на чердаке завалялась пара шедевров. Цены на работы соответствовали спросу и были очень демократичными, а иногда и вовсе работы отдавались даром. Удивительная история связана с работой Любови Поповой — одной картиной было закрыто окно в сарае ее приемного сына, Костаки пришлось привезти ему другие доски для защиты от сквозняка, и только после этого он получил разрешение забрать работу. 

Коллекция получилась огромная — более 2000 единиц. В ней первые имена всех великих авангардистов начала XX века — Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал, Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Владимир Татлин, Любовь Попова, Павел Филонов, Александр Родченко, Эль Лисицкий. А также менее известные, но не менее значимые Ольга Розанова, Иван Клюн, Ивана Кудряшёв и другие.

У Георгия Дионисовича было удивительное чутье коллекционера, о котором мы так часто говорим на лекциях, он чувствовал, что собирает историю. Кроме того, Костаки обладал и предпринимательской жилкой. Значительную часть своих работ он приобретал путем обмена, проводя весьма хитроумные сделки. Изучение и погружение в контекст также важны на пути коллекционера, литературы по авангарду тогда не было совсем, поэтому Костаки помогли опять же знакомства — он много консультировался с Николаем Ивановичем Харджиевым — живым носителем авангардной культуры. Свою коллекцию Костаки стремился активно показывать, его квартира в Москве фактически превратилась в музей, куда с утра до вечера приходили любители искусства, студенты и даже иностранцы. 

В 1977 году по ряду не очень определенных причин Костаки вынужден был уехать, семья перебралась в Грецию. К этому моменту ценность авангарда потихоньку проникала в умы руководителей страны, и большую часть собрания Георгий Дионисович передал в дар Государственной Третьяковской галерее3, отчасти как часть условий выезда, отчасти как акт личного долга. Костаки вполне резонно считал, что спас большое богатство русской культуры, и оно должно оставаться в России и принадлежать русскому народу. По некоторым воспоминаниям, он специально отбирал главные шедевры для передачи музею. Покинувшей Россию части коллекции (около 20%) хватило на самостоятельный музей современного искусства в Салониках (Музей искусства модернизма — коллекция Костаки)4,  открытый после смерти коллекционера в 1997 году.

История не знает сослагательного наклонения, и сложно сказать, что было бы с таким количеством шедевров важнейшего периода русского искусства, если бы не личная любовь и увлечение одного человека. Но определенно вклад Георгия Дионисовича сложно переоценить, сейчас русский авангард начала XX века ценится во всем мире, работы художников бьют рекорды на аукционах, а выставки проходят в музеях первой величины, в том числе с работами из коллекции Костаки.  

Посмотрим, кто еще собирал искусство во второй половине XX века и какие коллекции формировали в СССР тех лет.

Сидоров Анатолий Николаевич (1925-2007)5

Ученый-физик, сотрудник Оптического института им. С. И. Вавилова. Начал коллекционировать в 60-е в эпоху расцвета неофициального искусства. Вместе с женой собрал коллекцию из 1000 живописных и графических работ ленинградского и московского андеграунда, среди них работы Феликса Волосенкова, Боба Кошелохова, Евгения Рухина, «арефьевцев», «митьков» и других нонконформистов.


Е. Рухин. «Композиция», 1970.

Валк Сигизмунд Натанович (1887-1975)6

Историк, старший научный сотрудник Института истории. Начал коллекционирование с редких книг, а после войны увлекся живописью. Коллекция насчитывала около 100 произведений, среди которых работы Сергея Судейкина, Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Льва Бакста, Константина Сомова. Часть собрания покупал напрямую у Кузьмы Сергеевича.

Палеев Илья Исаакович (1901-1970)7

Ученый-физик. Собирал коллекцию с 1953 года, интересовался работами участников объединений «Союз русских художников», «Голубая роза», «Мир искусства», «Бубновый валет».

Чудновский Абрам Филиппович (1910-1985)8

Ученый-физик. Начал коллекционировать с середины 1950-х годов благодаря знакомству с художниками. Костаки называл Абрама Филипповича вторым коллекционером в России после себя и первым коллекционером в Ленинграде. С особым чутьем Абрам Филиппович собирал советский символизм и авангард.

Татлин Владимир Евграфович (1885–1953) «Мужской портрет (двусторонний)». 1940-е. Бумага, графитный карандаш, 56,3 х 34 см.

В.Татлин, «Мужской портрет», 1947.

Сурис Борис Давыдович (1923-1991)9

Сотрудник ленинградской Академии художеств, главный редактор изданий «Художник РСФСР» и «Искусство». Собирал  «мирискусников» Георгия Верейского и его учителя Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина, авангардистку Наталию Гончарову, интересовался художниками довоенной ленинградской школы.

Ласкин Семен Борисович (1930-2005)10

Писатель, драматург. Организовывал выставки запрещенного искусства в залах ленинградского Дома писателя. Собирал работы «Круга художников», дружил с учениками Филонова, Шагала, Матюшина.

Арам Яковлевич Абрамян (1898- 1990)11

Врач-уролог. Собирал коллекцию русской живописи конца XIX – начала ХХ вв. Коллекция включала все основные направления этого периода – от передвижников до авангардистов. При жизни подарил большую часть собрания (около 350 работ) Еревану, в честь чего был организован Музей русского искусства12, где коллекцию можно увидеть и сейчас.


Музей русского искусства, Ереван

Игорь Григорьевич Санович (1923-2010)13

Востоковед. Собирал живопись и предметы прикладного искусства без каких-либо жанровых, временных и географических ограничений.


Ссылки из текста:

Коллекционеры:

1. Георгий Дионисович Костаки

5. Сидоров Анатолий Николаевич

6. Валк Сигизмунд Натанович

7. Палеев Илья Исаакович

8. Чудновский Абрам Филиппович

9. Сурис Борис Давыдович

10. Ласкин Семен Борисович

11. Арам Яковлевич Абрамян

13. Игорь Григорьевич Санович


Музеи и коллекции:

2. Музей имени Андрея Рублева, Москва, Россия

3. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

4. Музей искусства модернизма – коллекция Костаки, Салоники, Греция

12.Музей русского искусства, Ереван, Армения

Автор: Алёна Платонова