Калейдоскоп коллекционера: 1925-1944

Все события
Продолжение спецпроекта «Калейдоскоп коллекционера». Посещая события лектория 1703, вы можете собрать мини-коллекцию графических открыток. Уникальный дизайн разрабатывается специально к каждому мероприятию. Теперь же каждый новый дизайн будет сопровождать авторский очерк Алёны Платоновой. Актуальные направления, имена и проекты с начала ХХ века до современных практик — читайте на нашем сайте! 

III.  Калейдоскоп коллекционера: 1925–1944

Постепенно «четкие критерии советскости» проникают во все сферы жизни общества, и искусство не становится исключением. Какие это критерии, кто их формулирует во второй половине 20-х годов — понятно смутно, но утопический авангардистский проект все меньше соответствует задачам власти, творческие объединения распадаются, а художники ищут новые формы самовыражения и рефлексии.  

Генеральным нарративом становится возвращение к станковой картине и фигуративности. Причины как экономические — на беспредметное искусство нет спроса, так и идеологические — в новаторских идеях слишком много индивидуальности. Во имя общей тенденции коллективизации на первый план выходят коллективные виды творчества: монументальная роспись станций метро, поездов, трамваев.  

39-32-2.jpg

Станция метро «Маяковская». Фото: © Андрей Крюченко / wikimedia.org

Поиском новых коллективных решений в станковой картине активно занимаются члены ОСТ1 (Общества художников-станковистов), основанного в 1925 г. в Москве бывшими вхутемасовскими учениками Давида Штеренберга (Александром Дейнекой2, Юрием Пименовым3 и другими). Основные темы работ ОСТа —  сопоставление человека и машины или человека и здания, сооружения. Несмотря на весьма живописный и реалистичный язык задача перед художниками вполне конструктивистская — стирание границ между личностью, окружением и предметами.  

Юрий Иванович Пименов. Инвалиды войны

«Инвалиды войны». Юрий Иванович Пименов, 1926 год / Artchive 

Другим творческим объединением становится «Ассоциация художников революционной России»4.  Как и авангардисты, они ставят перед собой задачу «организации психики грядущих поколений», только вот инструменты прямо противоположны. Ахрровцы творили под девизом «героического реализма», заимствуя различные техники и манеру у живописцев XIX века, например, черты академического натурализма (Евгений Кацман5), фотографии (Исаак Бродский6), барокко (Василий Яковлев7). 

Сложно представить устроителей радикальных изменений в искусстве начала XX века в условиях цензурированного общества сталинского СССР. Однако многие остаются в новой стране и продолжают творить. Казимир Малевич8 также обращается к фигуративной живописи — одна из версий, что таким образом он восстанавливает ход течения истории искусства в своем творчестве. Художник среди прочего неверно датирует работы, встраивая поздние полотна в начало художественного пути. С другой стороны, в этом можно усмотреть еще один радикальный жест: полное стирание различий между прошлым и будущим, манифестация «ничего», «пустоты» реалистическими приемами без прибегания к крайней мере — пустоте на холсте. В конце 20-х Малевич некоторое время путешествовал и выставлялся в Европе, многие его работы так и остались в Германии. Собрание чудом пережило войну и нацистские чистки дегенеративного искусства и в конце 1950-х годов перешло в Музей Стеделейк  в Амстердаме9. Благодаря этому стечению обстоятельств именно в столице Нидерландов сейчас имеется самая большая коллекция Малевича за пределами бывшего СССР и очень много исключительных работ  автора. 

Казимир Северинович Малевич. Работница

«Работница». Казимир Северинович Малевич, 1933 год / Artchive 

Другие авангардисты в 1928 году создают объединение «Октябрь»10, куда входят художники и теоретики (Густав Клуцис11, Эль Лисицкий12, Александр Родченко13, Алексей Ган14), архитекторы-конструктивисты (Александр Веснин15, Моисей Гинзбург16), кинематографисты (Сергей Эйзенштейн17, Эсфирь Шуб18), а также венгр Бела Уитц и мексиканец Диего Ривера. К 1930-м основные визуальные средства конструктивизма сводятся к фотомонтажу и фотоинсталляции, отвечающим  запросам индустриализации на плакаты и другие виды типографического дизайна. Родченко в этот период экспериментирует с фотографией и вырабатывает свой хорошо узнаваемый стиль конструктивистского снимка — с необычным углом зрения и резкой фрагментарностью. 

Лестница, 1930. Фотограф Александр Родченко

«Лестница». Александр Михайлович Родченко, 1930 год / Cameralabs

23 апреля 1932 года принято постановление ЦК ВКП(6) «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому все существовавшие группировки распущены, а художникам и писателям, поддерживавшим советскую власть, предлагается создать единые союзы. На сцену выходит «социалистический реализм»19 как основная эстетическая парадигма. Он противостоит как абстрактному искусству, так и реализму XIX века, обвиняемому в излишней критике социума. Основным тезисом нового течения объявляется солидарность — институциональная и эстетическая. Рынок и собирательство превращаются в плеяду госзаказов и субсидий. Запускается конвейер личных портретов и соцреалистических монументальных работ.  Соцреализм стремится вобрать в себя лучшее из всех культур и от этого сводится к рафинированной идеальной картинке, утопической реальности без идей и без автора. К середине 30-х можно утверждать, что проект модернистского переустройства искусства в советском союзе терпит полный крах. 

Сергей Герасимов «Крестьянский праздник», 1937 г.

«Колхозный праздник». Сергей Васильевич Герасимов, 1937 год / Echoofyears

Период коллективизации и национализации на первый взгляд плохо сочетается с частным коллекционированием. Однако история знает несколько рьяных любителей искусства, собиравших  произведения несмотря ни на что. Кто это? В первую очередь, конечно, члены правительства и люди около властных кругов, формировавшие  политику, в том числе культурную,  и имевшие доступ к искусству на разных уровнях, в том числе к конфискату.

Другая неочевидная, но значительная группа — это представители интеллигенции самых разных профессий: выдающиеся ученые, академики, медики. Люди образованные, с культурным багажом и, что немаловажно, с финансами. Помимо них были коллекционеры из «среды»: творческие люди, искусствоведы, литераторы, артисты, которым работы доставались, когда кто-то уезжал, за какие-то услуги, за бесценок и по дружбе. Удивительно, но именно такие частные камерные коллекции сохранили до наших дней многие шедевры. Практически подпольное частное коллекционирование станет популярным после войны, и именно этому  будет посвящен следующий выпуск «Калейдоскопа коллекционера». 

Одним их таких частных коллекционеров до войны был Рыбаков Иосиф Израилевич20 (1880-1938). Родился в Киеве, в семье торговца лесом, окончил юрфак Киевского университета. Первую работу — «Автопортрет» Василия Шухаева — Иосиф Израилевич купил на аукционе в 1914 году и в дальнейшем вместе с женой собрал уникальную коллекцию работ современников: Василия Шухаева, Льва Бакста, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Константина Сомова, Валентина Серова и других художников. 


Ссылки из текста: 

Художники, архитекторы, кинематографисты: 

2. Александр Дейнека 

3. Юрий Пименов

5. Евгений Кацман 

6. Исаак Бродский

7. Василий Яковлев

8. Казимир Малевич

11. Густав Клуцис 

12. Эль Лисицкий 

13. Александр Родченко 

14. Алексей Ган

15. Александр Веснин

16. Моисей Гинзбург 

17.Сергей Эйзенштейн

18. Эсфирь Шуб

Течения и направления: 

19. Социалистический реализм


Музеи и коллекции:

9. Музей Стеделейк  в Амстердаме

Художественные объединения и институции: 

1. ОСТ (Общество художников-станковистов)

4. «Ассоциация художников революционной России»

10. «Октябрь»

Коллекционеры: 

20. Рыбаков Иосиф Израилевич


Автор: Алёна Платонова