Калейдоскоп коллекционера: 1900–1916

Все события

Вслед за ретроспективным историческим блоком годовой программы лектория Ярмарка «1703» запускает проект «Калейдоскоп коллекционера». Серия открыток очертит актуальные направления, имена, проекты с начала ХХ века до современных практик. Команда ярмарки задумалась, что могло заинтересовать коллекционера русского современного искусства в разные моменты истории. Дизайн открыток вдохновлен каждым из периодов, а очерки значимых акцентов будут собираться на сайте ярмарки.

I.  Калейдоскоп коллекционера: 1900–1916

Коллекционер начала XX века – как он выглядит? Скорее всего представляется мужчина в цилиндре, двубортном пальто и с тростью, за этой картинкой всплывают имена братьев Щукиных и братьев Морозовых1. Щукины практически игнорировали русское искусство в своей собирательской стратегии, а вот Иван Абрамович Морозов помимо известнейшей коллекции французских импрессионистов и постимпрессионистов собирал и русских мастеров-современников. Среди трехсот двенадцати картин и шести скульптур русской части коллекции были произведения членов «Бубнового валета»2: Ильи Машкова3, Петра Кончаловского4, Александра Куприна5 и Василия Рождественского6. Одним из первых Иван Абрамович приобрел работы Михаила Ларионова7 и Натальи Гончаровой8. Нужна была невероятная чуткость коллекционера начала века, чтобы распознать в крайне новаторских идеях этих художников будущее искусства. Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Зданевич9 сознательно конструировали новый язык русского искусства, первыми их поисками стал лучизм10 – техника, основанная на экспериментах с цветом и преломлении света. Художники направления стремились изображать не предметы, а лучи, которые от них отражаются. Далее у тех же художников появилась концепция «Всёчества»11 манифестирующая, что «все стили признаются годными для выражения творчества, прежде и сейчас существующие».

Файл:Red and Blue Rayonism (Beach) (Larionov, 1911).jpg

Михаил Ларионов. Красно-синий лучизм (Пляж). 1911

С работами Михаила Ларионова и других художников потенциальный коллекционер мог познакомиться на выставках, которые организовывали, как правило, сами художники, популярны были выставки от художественных объединений: «Бубновый валет»12 (1910-1917 гг.) , выставки «Ослиный хвост»13 в Санкт Петербурге и Москве (1912 г.). Галеристов, а тем более кураторов тогда практически не было. В Санкт-Петербурге таким выставочным объединением был «Союз молодежи»14, созданный в 1909 году по инициативе художника Михаила Матюшина15 и его жены, поэта Елены Гуро. Дом Матюшина16 и Гуро на улице Попова до сих является центром петербургского авангарда, сейчас там открыт музей.

Ключевую роль в развитий авангардных течений русского и в частности петербургского искусства стал синтетический проект оперы «Победа над солнцем»17. Текст – А. Крученых18, музыка – М. Матюшин, декорации и костюмы – К. Малевич19; немаловажным стал и сам процесс обсуждения соавторами проекта, в ходе которого они окончательно постулировали тезис смерти старого искусства. Премьера оперы состоялась 3 и 5 декабря 1913 г. в театре «Луна-парк» на Офицерской улице.


«Черный квадрат» в красном углу выставки «0,10». 1915 

В декорациях «Победы над солнцем» появился намек на «Черный квадрат», а первая полноценная экспозиция случилась 19 декабря 1915 года на открытии в Петрограде «Последней футуристической выставки картин 0,10»20. На этой выставке Казимир Малевич не только представил свой шедевр абстракции, но и объявил конец футуризма21, начало эпохи супрематизма22. Выставка проходила в пространстве Художественного бюро Натальи Добычиной23 на Марсовом поле, которую по праву можно назвать одним из первых русских галеристов и кураторов. Выставка условно делилась на два блока – круг К. Малевича и круг В. Татлина24, первый анализировал смерть искусства через язык и тексты, через абсолютное ничто, а второй представлял искусство сугубо профессиональной сферой.


Угловой контр-рельеф В. Татлина на выставке «0,10». 1915 

Нашему мифическому коллекционеру начала XX века, который решился бы собирать коллекцию всего актуального, инновационного и важного для истории искусства, пришлось бы сложно даже со знаниями и опытом человека из XXI века. Авторы каждый по-своему осмыслял меняющийся мир, продолжал или отрицал опыт импрессионизма и кубизма. Стоит отменить другую ветвь развития, более базирующуюся на ощущениях и восприятии. Павел Филонов25 противопоставил механическим и геометрическим основаниям кубизма и кубофутуризма закон «органического развития формы», создавая свой абсолютно уникальный полураздробленный предметный мир.

Разными приемами и формами художники отвечали на вопрос, «что есть искусство?», и продолжат рассуждать на протяжении всего XX века.


«Мировой Расцвет», Павел Филонов. 1916


Ссылки из текста

Теории и течения:

10. Лучизм

11. Всёчество

21. Футуризм

22. Супрематизм


Места:

16. Дом Матюшина

23. Художественное бюро Натальи Добычиной


Художники:

3. Илья Машков

4. Петр Кончаловский

5. Александр Куприн

6. Василий Рождественский

7. Михаил Ларионов

8. Наталья Гончарова

9. Илья Зданевич

15. Михаил Матюшин

18. Алексей Крученых

19. Казимир Малевич

24. Владимир Татлин

25. Павел Филонов


Художественные объединения:

2. «Бубновый валет»

13. «Ослиный хвост»

14. «Союз молодежи»


Выставки и проекты:

12. Выставки «Бубновый валет» (1910-1917 гг.)

13. Выставка «Ослиный хвост» (1912 г.)

17. Опера «Победа над солнцем»

20. «Последняя футуристическая выставка картин 0,10»


Деятели искусств и коллекционеры:

1. Иван Абрамович и Михаил Абрамович Морозовы

23. Наталья Добычина

 

Автор: Алёна Платонова