Калейдоскоп коллекционера: после 1968

Все события
Продолжение спецпроекта «Калейдоскоп коллекционера». Посещая события лектория 1703, вы можете собрать мини-коллекцию графических открыток. Уникальный дизайн разрабатывается специально к каждому мероприятию. Теперь же каждый новый дизайн будет сопровождать авторский очерк Алёны Платоновой. Актуальные направления, имена и проекты с начала ХХ века до современных практик — читайте на нашем сайте! 

VI.  Калейдоскоп коллекционера: после 1968

В прошлом выпуске «Калейдоскопа коллекционера‎» мы рассказывали, что послевоенное неофициальное искусство СССР чаще всего можно было увидеть только на квартирных выставках и в мастерских. Мастерские в то время кроме своей основной функции выполняли роль галерей, клубов, кафе и лекториев. Чаще всего они располагались в подвалах и на чердаках домов, освободившихся после масштабной хрущевской застройки. Найти себе место было достаточно, просто обратившись в Союз художников.

Одной их таких точек бурления неофициальной художественной жизни с начала 1970-х по конец 1980-х годов была мастерская Ильи Кабакова1 на чердаке бывшего дома страхового общества «Россия» по адресу Сретенский бульвар, 6/1 в Москве. Любопытный коллекционер того времени мог встретить там практически всех активных творческих деятелей, познакомиться с их работами, послушать выступления поэтов, музыкантов, литературные и философские семинары, ознакомиться с трудами теоретиков и искусствоведов. Правда, сообщество это было достаточно закрытое, и попасть на вечер к Кабакову2 мог далеко не каждый. Как говорил художник Игорь Макаревич3, чтобы подняться в мастерскую, нужно было идти «по смрадной черной лестнице, на которой слышались обрывки коммунальных скандалов, далее по самодельному настилу из досок, а путь снабжался обрывками коммунальных разговоров соседей». Несмотря на это, в разное время там побывали Петер Людвиг4, на базе коллекции которого были созданы знаменитые музеи современного искусства, парижская галеристка Дина Верни5, госсекретарь Швейцарской Конфедерации и страстный коллекционер Пауль Йоллес6, немецкий славист Карл Аймермахер7 и другие отечественные и зарубежные ценители актуального искусства.


Мастерская Ильи Кабакова

Собирались не только у Кабакова — в окрестностях было полно локальных очагов современной культуры. Разумеется, тайных для большинства. В них работали и принимали гостей Эрик Булатов8, Олег Васильев9, Владимир Янкилевский10, Евгений Бачурин11, Эрнст Неизвестный12, а соседом Кабакова по лестничной площадке в «‎России» был Юло Соостер13. Так что первые имена московского неофициального искусства не просто объединялись идеологически, но и географически были очень близки, многие дружили и работали вместе.

В такой атмосфере едва оштукатуренных стен чердака зародилось одно из ключевых течений русского искусства второй половины XX века — «Московский концептуализм»14. В 1960-е годы художники во всем мире активно занимались критическим исследованием и поиском ответа на вечный вопрос «Что есть искусство?». Практики концептуализма формировались в разных странах каждая по-своему и основывались главным образом на теории и ее форме, на тексте как визуальном элементе, зачастую использовавшемся вместо кисти и холста. «Московский концептуализм» также базировался на работе с текстом, но это течение крайне локальное и труднопереводимое, что, впрочем, не помешало ему получить экспортный успех. Попросите среднестатистического иностранца назвать современного русского художника — скорее всего, он назовет Илью Кабакова. Московские концептуалисты изобретали новые жанры и формы художественных высказываний. Так Илья Кабаков и Виктор Пивоваров15 конструировали «альбомы» — серии больших не сброшюрованных листов с рисунками и текстами, которые авторы демонстрировали, вынимая один за другим и читая тексты вслух. Другой формой рефлексии над советской визуальной пропагандой стала картина-стенд: комбинация изображения и текста на оргалите или холсте. Кстати, одна из самых известных картин-стендов «Анна Борисовна Стоева: "Чья эта муха"?» Кабакова стала одним из источников вдохновения для дизайна нашей новой открытки. Узнали?


Илья Кабаков, Анна Стоева. Чья эта муха? 1965–1968


После альбомов и стендов появились инсталляции. Все в той же мастерской Кабаков в 1985 году впервые сконструировал известный проект «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». Экспозиция выполнялась сразу внутри комнаты без какой-либо возможность к перемещению через узкие двери. Мыслей, что это где-то можно будет показать, а тем более продать, у художников в тот момент не возникало (эта инсталляция была очень удачно реконструирована на выставке в Главном штабе в Санкт-Петербурге в 2018 году; возможно, вам удалось ее посмотреть)16.


Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос из своей комнаты. 1985


Художники-концептуалисты работали и с более привычными медиумами. Эрик Булатов и Олег Васильев — живописцы, которые в 1950-е годы испытали сильнейшее влияние теории композиции Владимира Фаворского и эстетики Роберта Фалька — исследовали классическую плоскость картины как «окна в мир». При этом советской картине — «проекции» идеологической установки на плоскость — художники противопоставляли пространство созерцания, искали глубину в прямом и переносном смысле.

"Горизонт" Эрик Булатов, 1971-1972 В начале 1970-х годов Эрик Булатов создает...

Эрик Булатов. Горизонт. 1971-1972


В 1989 году Кабаков уехал за границу и продолжил работать с инсталляциями, впоследствии придумав термин «тотальная инсталляция»17. Любопытная игра слов, ведь герой инсталляции часто персонаж тоталитарного мира, но при этом «‎тотальная» в первую очередь отсылает к воздействию на зрителя — тотальное погружение его внутрь себя, рассчитанное на реакцию внутри закрытого пространства. Первой тотальной инсталляцией стал «‎Красный вагон», показанный в 1991 году в Кунстхалле Дюссельдорфа.

Фото Красный вагон на фотохостинге Fotoload

Илья и Эмилия Кабаковы. Исталляция «Красный вагон». 1991/2008


Мастерская на Сретенке после отъезда художника сохранилась. Долгое время в ней размещался Институт проблем современного искусства (ИПСИ) под руководством Иосифа Бакштейна18, завсегдатая мастерской в 1970-х годах. В 2018 году мастерская стала частью Третьяковской галереи по решению самих художников (последние годы творчества Ильи Кабакова неразрывно связаны с супругой — Эмилией Кабаковой18). В мастерской планировали сделать доступный архив документации концептуального искусства 1970-1980-х и проводить выставки в атмосфере квартирников. На каком этапе сейчас реконструкция и когда откроется музей, не очень понятно, но крайне любопытно, что получится.

 

Ссылки из текста:

Места:

1. Мастерская Ильи Кабакова на чердаке бывшего дома страхового общества «Россия» по адресу Сретенский бульвар, 6/1, Москва

 

Художники:

2. Илья Кабаков

3. Игорь Макаревич

8. Эрик Булатов

9. Олег Васильев

10. Владимир Янкилевский

11. Евгений Бачурин

12. Эрнст Неизвестный

13. Юло Соостер

15. Виктор Пивоваров

18. Эмилия Кабакова

 

Течения и жанры:

14. «Московский концептуализм»

17. «Тотальная инсталляция»


Выставки и проекты:

16. Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех», Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Тейт Модерн, Лондон; 2017-2019 гг.

 

Коллекционеры и исследователи:

4. Петер Людвиг

5. Дина Верни

6. Пауль Йоллес

7. Карл Аймермахер

18. Иосиф Бакштейн

 

Автор: Алёна Платонова