Калейдоскоп коллекционера: перестройка

Все события
Продолжение спецпроекта «Калейдоскоп коллекционера». Посещая события лектория 1703, вы можете собрать мини-коллекцию графических открыток. Уникальный дизайн разрабатывается специально к каждому мероприятию. Теперь же каждый новый дизайн будет сопровождать авторский очерк Алёны Платоновой. Актуальные направления, имена и проекты с начала ХХ века до современных практик — читайте на нашем сайте! 

VII.  Калейдоскоп коллекционера: перестройка

В этом выпуске «Калейдоскопа коллекционера» перенесемся из московских мастерских в Петербург и посмотрим, где коллекционер мог найти актуальное искусство и как художники реагировали на тотальное изменение социального строя в эпоху перестройки.

Петербург на рубеже перестройки — особое место: столичный лоск с налетом былого аристократизма и провинциальный застойный быт. Здесь наблюдалась более высокая степень локальной централизации власти, но наряду с этим, по недосмотру или попустительству властей, была возможна и большая степень свободы проявлений художественной жизни.

На фоне глобальных изменений во всех сферах жизни общества в 80–90-х годах происходит кардинальная трансформация как самого искусства, так и способов его репрезентации. Вместе с крахом советской идеологии начал терять свою актуальность термин «андеграунд», поскольку не было нужды скрывать свое творчество от надзорных органов, и выставочная активность переживает неимоверный всплеск: неофициальных художников допускают до государственных учреждений и выставочных залов, проводятся первые выставки в ДК Газа1 и ДК «Невский»2. Следующим шагом стало создание участниками «Газа-Невских» выставок неофициального Товарищества экспериментальных выставок (ТЭВ)3, а затем в 1981 году ему на смену Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ)4. За годы своего существования ТЭИИ организовало 13 общих, 48 групповых и 7 персональных выставок, подавляющая часть которых пришлась на период перестройки. Первая выставка ТЭИИ прошла в ДК им. С. М. Кирова5 в 1982 г. и собрала в себе 232 работы 44 художников, выставка вызвала сильный общественный резонанс — по средним подсчетам, количество посетителей достигло 25 тысяч человек. 


1-я выставка ТЭИИ. ДК им. С. М. Кирова, 1982. 

Одной из самых масштабных и значимых выставок ТЭИИ стала экспозиция в Гавани «От "неофициального" искусства к перестройке»6 в 1989 году. На ней в несколько сумбурном формате были представлены все поколения «неофициальных» художников: и эмигранты, и самые современные группы — «Новые», «Митьки»7 и другие. Выставка впервые выстроила полную историю ленинградского символического экспрессионизма от авангарда, Арефьевского круга и до «Новых художников»1


Экспозиция в Гавани «От «неофициального» искусства к перестройке», 1989

Завершающей точкой в существовании ТЭИИ считается выставка «Современное искусство Ленинграда» в Манеже в 1988 г8., ставшая своеобразным символом примирения «официального» и «неофициального» искусства, т. к. организаторами выставки были одновременно ЛОСХ и ТЭИИ; столь амбициозной идее не хватило тщательного курирования, экспозиция была сформирована скорее по принципу «покажем все, что есть». Посетителями выставок были как представители художественной богемы, так и чиновники, сотрудники учреждений, где проходили выставки, и постоянные посетители этих культурных пространств. Портрет зрителя, а возможно, и коллекционера размывался, и актуальные течения захватывали все более широкую аудиторию.


Аванзал на выставке «Современное искусство Ленинграда», ЦВЗ «Манеж», 1988

Другими яркими центрами выставочной перформативной культуры на рубеже 80–90-х годов становятся сквоты. Сквот — это самовольно захваченное жилье. В 1980-х многие дома в Петербурге были расселены для капитального ремонта и стояли пустыми. Сквоттеры заселялись просто: осматривались, выбирали подходящее, занимали его и, если никакой реакции от милиции и соседей не поступало, меняли замки и оставались жить, делали ремонт, ломали стены, часто возвращая дореволюционную планировку. Сквоты — по сути новая ипостась квартирников (подробнее о квартирных выставках читайте в V выпуске «Калейдоскопа коллекционера»). Главной и отличительной их особенностью было отсутствие цехового деления: поэты, музыканты и художники, хиппи и панки, различные интеллектуалы за неимением другой возможности жили и творили вместе. Сквоты стали своеобразным витком альтернативной институализации: если ТЭИИ стремилось стереть грань между официальным и неофициальным, то сквоты и подобные им пространства рождали что-то совсем новое в своем отношении к искусству, выставкам и жизни в целом.

Одним из первых сквотов стала галерея АССА9. В квартире на улице Воинова (Шпалерная), 24 Тимур Новиков10 занимал одну из комнат и, когда остальные опустели, вместе с единомышленниками создал в ней эпицентр искусства, музыки и кино. Галерея просуществовала с 1982 по 1988 год, и все это время люди жили там и творили перманентно, создавая постоянную атмосферу вечеринки и праздника, искусство стало жизнью. Похожий уклад можно было найти, к примеру, в «Фабрике» Энди Уорхола. Коллекционер того времени неминуемо был участником тотального разгула, завсегдатаем тусовок и сборищ, частью большого шумного творческого конгломерата. Нередкими гостями сквотов были бизнесмены и ученые, многие из них оказывали поддержку художникам, помогали с выставками и покупали работы.

Культура художественной жизни в сквотах вылилась в масштабную экспансию на целые здания, одним из которых был клуб «НЧ/ВЧ»11 на улице Каляева, ныне Захарьевская, 5. Организатор клуба — О. Сумароков, а название «НЧ/ВЧ» отсылает к любимой им группе «AC/DC». В «НЧ/ВЧ» собирались музыканты, в том числе Ленинградский рок-клуб, «АукцЫон», художники — «Некрореалисты»12, «Новые художники»13 и многие другие. Основным художественным стилем «НЧ/ВЧ» была довольна экспрессивная живопись на грани с абсурдом. В сквоте работали: Дмитрий Савин, братья Горошевские, Владимир Сорокин, Виктор Тузов и другие. После 1993 года, когда деятельность сквота пошла на спад, в нем еще какое-то время сохранялись мастерские Ольги Тобрелутс и Андрея Тропилло.


«Дикая» живопись художников «НЧ/ВЧ» в выставочном зале клуба, вторая половина 80-х

Самый масштабный и до сих пор широко известный художественный сквот — это, конечно, центр «Пушкинская-10»14. «Пушка» в течение 1990-х стала синонимом вольного искусства и самым крупным подобным объединением — огромный дом из нескольких корпусов и внутренних дворов, бывший доходный дом графа Шувалова, целиком захваченный художниками и музыкантами. Пространство имело полуофициальный статус, собственную систему управления и выставочную программу, там были и мастерские, и клубы, и бары. Сегодня он внесен в путеводители и является важным городским учреждением культуры.

Художественная жизнь била ключом и разливалась в том числе на улицах в виде акций и перформансов. Мастерами и отчасти зачинателями перформанса в Петербурге в перестроечное время были «Новые художники», заявившие о себе в 1982 г. на выставке ТЭИИ 1982 г. знаменитым «ноль-объектом» — прямоугольная дыра в стенде, которая, согласно мнению авторов Тимура Новикова и Ивана Сотникова, «вполне укладывается в давно несуществующие рамки авангарда». Срабатывал постмодернистский принцип: при наличии описания предмета он сам не является необходимым. В 1985 г. «Новые художники», занимавшиеся синтезом раннего авангарда и современности, организовали Новую Академию Всяческих Искусств15. Члены этого объединения активно участвовали в любых выставках, сотрудничали с курехинской «Популярной механикой»16, группой «Кино»17 Виктора Цоя, участвовали в съемках фильма «АССА», функционировали как члены «Клуба друзей Маяковского»18 и… копили силы для решающего броска в сторону неоакадемизма. Для всех мероприятий неоакадемистов характерна праздничная, карнавальная атмосфера — «хэппенинг», четкая структурированность и правильно расставленные акценты.

К. Малевич: Черный квадрат - Т. Новиков, И. Сотников: Ноль объект - Е. Козлов: Духовный слой

И. Сотников и Т. Новиков у созданного ими «Ноль объекта», 1982 

Анархичность и всячество ларионовского толка «Новых художников» способствовало появлению ряда вошедших в историю перформансов. В 1986 г. происходит первый «опен-эйр» — день города на Заячьем острове19, где «Новые художники» устроили беспримерную «АССУ», нарисовав массу декораций и выступая со сцены в формате «Поп-механики». 


«Новые художники» на первом Дне города в Петропавловской крепости, 1986

Примером уже поздних и наиболее масштабных перформансов стали выставки на Дворцовом мосту 1990-1992 гг20. Идея принадлежала Ивану Мовсесяну21, члену Новой Академии. В выставках приняло участие большинство активных художников того времени: Глеб Богомолов22, Георгий Гурьянов23, Ольга Тобрелутс24, Олег Котельников25, Ирена Куксенайте26, Владислав Мамышев-Монро27, Олег Маслов28, Тимур Новиков, Андрей Хлобыстин29, Оса Хорвард30 и многие другие. Меценатами проекта были Юрий Подражанский31, Ринад Ахметчин32, Виктор Смирнов33 и Никита Кондрушенко34. Большинство работ художники создавали специально, т. к. подобное экспонирование требовало необычно большого формата. Выставка прошла три раза, и даже было зарегистрировано официальное учреждение «Музей Дворцовый мост». Резонанс был большой, мероприятия проводились с одобрения мэра Анатолия Собчака, а часть работ сразу после выставки была куплена в коллекцию Русского музея.


Мостовая выставка, 1990

Время перестройки, несмотря на все социальные и экономические сложности, веяло свободой и праздником. У любителя и коллекционера искусства был целый диапазон вариантов —  более традиционные выставки в только что открывшихся для современного искусства ДК и госучреждениях, вечеринки и перформансы в сквотах или даже уличные глобальные акции и городские праздники с участием художников, захватывающие всех жителей Санкт-Петербурга.

Ссылки из текста:

Места:

1. Дворец культуры имени И. И. Газа

2. Дворец культуры «Невский»

9. галерея АССА

11. Клуб «НЧ/ВЧ»

14. Арт-центр «Пушкинская-10»

Творческие объединения:

3.Товарищество экспериментальных выставок (ТЭВ)

4.Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ)

7. «Митьки»

12. «Некрореалисты»

13. «Новые художники»

15. Новая Академия Всяческих Искусств

16. «Популярная механика»

17. Группа «Кино»

18. «Клуб друзей Маяковского»

Художники и творческие деятели:

10. Тимур Новиков

21. Иван Мовсесян

22. Глеб Богомолов

23. Георгий Гурьянов

24. Ольга Тобрелутс

25. Олег Котельников

26. Ирена Куксенайте

27. Владислав Мамышев-Монро

28. Олег Маслов

29. Андрей Хлобыстин

30. Оса Хорвард


Выставки и проекты:

5. 1-я выставка ТЭИИ. ДК им. С. М. Кирова, 1982.

6. Выставка в Гавани «От «неофициального» искусства к перестройке», 1989.

8. Выставка «Современное искусство Ленинграда», ЦВЗ «Манеж», 1988.

19. День города в Петропавловской крепости, 1986.

20. Выставки на Дворцовом мосту, 1990-1992.


Коллекционеры и меценаты:

31. Юрий Подражанский

32. Ринад Ахметчин

33. Виктор Смирнов

34. Никита Кондрушенко


Автор: Алёна Платонова