Цена современного искусства: что важно знать

Все события

В Доме журналиста 30 января прошла лекция «Цена современного искусства и ее обоснование: от ста до миллиона долларов». Спикером выступил Сергей Попов — искусствовед, коллекционер, основатель галереи pop/off/art. Делимся главными тезисами.

Несмотря на то, что рынок искусства со стороны может показаться хаотичным, в нем есть определенные закономерности. 

То, что рынком искусства управляет некая художественная мафия, которая завышает и держит цены — это миф. На самом деле никакой мафии нет, и все движения на этом рынке происходят под влиянием огромного числа разных факторов. Рынок искусства — самоорганизующаяся система.

Рыночная цена произведения искусства — социокультурное выражение значимости той или иной работы.

Чем выше цена произведения искусства, тем больше его волатильность. Вещь со сверхвысокой ценой может с одной и той же вероятностью стоить и 20 миллионов долларов, и 40 миллионов долларов.


СИСТЕМА ИСКУССТВА

Производители: художник, мастерская

Посредники: галерея/дилер, аукцион, куратор, критик, реклама и СМИ

Цели: коллекционеры/покупатели; музеи/фонды

Интересуясь искусством, вы уже производите символические эффекты назначения или не назначения ценности. Например, вы ведете блог и у вас довольно много подписчиков. Пришли на выставку, посмотрели на какую-то вещь, опубликовали в своих социальных сетях — символическая ценность этой вещи поднялась.

Сейчас точка присвоения символический ценности для того или иного художника, того или иного произведения — в галерее современного искусства.

Любые рынки искусства прежде всего национальные. Есть несколько государств, где рынки искусства условно можно считать интернациональными — Германия, Бельгия, Нидерланды.

Чем крупнее художник, тем чаще мы будем встречать ситуацию, что это художник без определенной локации или со «‎сбитыми» локациями.

Интернационализация искусства происходит в первую очередь на ярмарках. Среди них: Art Basel (Базель, Майами, Гонконг, Париж), TEFAF (Маастрихт), Frieze (Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сеул), 1703 (Санкт-Петербург), Port Art Fair (Санкт-Петербург), Cosmoscow (Москва), blazar (Москва), «Арт-Москва» (Москва), «Контур» (Нижний Новгород).

Цена, к которой стремятся все художники в мире, пролегает в районе где-то 20 тысяч долларов/евро за среднюю единицу. И эта цена связывается с международными ярмарками искусства. 

Национальные рынки — базовые. Без них невозможно становление художника, невозможен рост. 

Очень крупные рынки могут оставаться национальными, даже если на них циркулирует большое количество мирового искусства. Среди таких примеров — США и Китай.

Самый важный фактор, по которому определяется международная значимость художника, — персональные музейные выставки вне той страны, которая для этого автора является родной.


Основные ценовые уровни:

Young Artists: от 100 до 5000 долларов

National Contemporary Art: от 5000 до 20000 долларов

Classic Contemporary Art: от 20000 до 50000 долларов

Established World Artists: от 50000 до 100000 долларов



Узловые моменты подъема цен на художника (средние цены):

✦ Первые продажи: 1000$

✦ Галерея (+50%):  2000$

✦ Продажа ряда работ

✦ 2-3 выставки: 4000$

✦ Аукцион: 5500$

✦ 2-я галерея

✦ 10000$

✦ Международная галерея

✦ Биеннале, топовые коллекции, отдельные аукционные рекорды

✦ Музейные персональные выставки

✦ 50000$

✦ Свободная международная дистрибуция, 3-4 топовые галереи, 10-15 музейных коллекций, 20-25 частных топовых коллекций и фондов, значение в локальной истории искусства, каталоги и монографии, регулярные аукционные рекорды в разных сегментах 


Посмотреть полную запись лекции Сергея Попова можно в сообществе ярмарки 1703 «‎Вконтакте».