Цена современного искусства: что важно знать
Все событияВ Доме журналиста 30 января прошла лекция «Цена современного искусства и ее обоснование: от ста до миллиона долларов». Спикером выступил Сергей Попов — искусствовед, коллекционер, основатель галереи pop/off/art. Делимся главными тезисами.
Несмотря на то, что рынок искусства со стороны может показаться хаотичным, в нем есть определенные закономерности.
То, что рынком искусства управляет некая художественная мафия, которая завышает и держит цены — это миф. На самом деле никакой мафии нет, и все движения на этом рынке происходят под влиянием огромного числа разных факторов. Рынок искусства — самоорганизующаяся система.
Рыночная цена произведения искусства — социокультурное выражение значимости той или иной работы.
Чем выше цена произведения искусства, тем больше его волатильность. Вещь со сверхвысокой ценой может с одной и той же вероятностью стоить и 20 миллионов долларов, и 40 миллионов долларов.
СИСТЕМА ИСКУССТВА
Производители: художник, мастерская
Посредники: галерея/дилер, аукцион, куратор, критик, реклама и СМИ
Цели: коллекционеры/покупатели; музеи/фонды
Интересуясь искусством, вы уже производите символические эффекты назначения или не назначения ценности. Например, вы ведете блог и у вас довольно много подписчиков. Пришли на выставку, посмотрели на какую-то вещь, опубликовали в своих социальных сетях — символическая ценность этой вещи поднялась.
Сейчас точка присвоения символический ценности для того или иного художника, того или иного произведения — в галерее современного искусства.
Любые рынки искусства прежде всего национальные. Есть несколько государств, где рынки искусства условно можно считать интернациональными — Германия, Бельгия, Нидерланды.
Чем крупнее художник, тем чаще мы будем встречать ситуацию, что это художник без определенной локации или со «сбитыми» локациями.
Интернационализация искусства происходит в первую очередь на ярмарках. Среди них: Art Basel (Базель, Майами, Гонконг, Париж), TEFAF (Маастрихт), Frieze (Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сеул), 1703 (Санкт-Петербург), Port Art Fair (Санкт-Петербург), Cosmoscow (Москва), blazar (Москва), «Арт-Москва» (Москва), «Контур» (Нижний Новгород).
Цена, к которой стремятся все художники в мире, пролегает в районе где-то 20 тысяч долларов/евро за среднюю единицу. И эта цена связывается с международными ярмарками искусства.
Национальные рынки — базовые. Без них невозможно становление художника, невозможен рост.
Очень крупные рынки могут оставаться национальными, даже если на них циркулирует большое количество мирового искусства. Среди таких примеров — США и Китай.
Самый важный фактор, по которому определяется международная значимость художника, — персональные музейные выставки вне той страны, которая для этого автора является родной.
Основные ценовые уровни:
✦ Young Artists: от 100 до 5000 долларов
✦ National Contemporary Art: от 5000 до 20000 долларов
✦ Classic Contemporary Art: от 20000 до 50000 долларов
✦ Established World Artists: от 50000 до 100000 долларов
Узловые моменты подъема цен на художника (средние цены):
✦ Первые продажи: 1000$
✦ Галерея (+50%): 2000$
✦ Продажа ряда работ
✦ 2-3 выставки: 4000$
✦ Аукцион: 5500$
✦ 2-я галерея
✦ 10000$
✦ Международная галерея
✦ Биеннале, топовые коллекции, отдельные аукционные рекорды
✦ Музейные персональные выставки
✦ 50000$
✦ Свободная международная дистрибуция, 3-4 топовые галереи, 10-15 музейных коллекций, 20-25 частных топовых коллекций и фондов, значение в локальной истории искусства, каталоги и монографии, регулярные аукционные рекорды в разных сегментах
Посмотреть полную запись лекции Сергея Попова можно в сообществе ярмарки 1703 «Вконтакте».