Старт, расцвет, новый виток: современное российское искусство 1990-2025
26 марта 2025
25 марта в культурном центре Левашовский Хлебозавод прошла лекция «Современное российское искусство 1990-2025. Этапы становления, институционализации, новые имена и тенденции». Перед слушателями выступил кандидат искусствоведения и специалист по искусству XX века Глеб Ершов. Делимся некоторыми тезисами:
➤ Во всем мире наблюдается рост интереса рынка и коллекционеров к современному искусству, о чем свидетельствуют цифры. Несмотря на сложность процессов современной истории российское искусство все равно оказывается в общемировом тренде.
➤ Современное искусство вырастает на плечах неофициального искусства, нонконформизма, андеграунда. Как таковым ни техникам, ни стратегиям этих художников никто не учил. Они на свой страх и риск осваивали этот мир и делали это подчас очень успешно и блистательно.
➤ В России первым концептуально определил путь развития новейшего российского искусства петербургский художник Тимур Новиков. Он сформулировал манифест и кредо будущего развития искусства, которое видел в новом русском классицизме. Это было удивительно, потому что на повестке было приобщение к актуальным тенденциям общемирового искусства, где доля неоклассики была ничтожно мала.
➤ Новый русский классицизм многими воспринимался как игра, как провокация. Тем не менее за Тимуром Новиковым в его Новую академию пошли многие художники. Один из них – Георгий Гурьянов, чьи работы отсылают не только к образам неоклассики, но и к советским работам художников 1920-х годов. Он и на сегодняшний день очень востребованный художник.
➤ Еще среди тех, кто активно вошел в искусство 90-х годов вместе с командой Тимура, художница Ольга Тобрелутс, которая одной из первых освоила новые компьютерные цифровые технологии и первой в стране стала создавать компьютерную живопись.
➤ В этой эстетике нового русского классицизма в 90-е годы стали работать и AES+F – группа из четырех художников, которые сделали цифровые технологии коньком своего искусства. Сейчас это уже признанные во всем мире художники, одни из тех российских художников, которые сумели уже в нулевые годы выйти на интернациональный рынок. AES+F предопределили эпоху даже не 1990-х, а нулевых – эпоху нового гламура, глянца, dolce vita. Их живописные компьютерные панно рисуют образ наступившего капиталистического рая.
➤ 1990-е принесли то, чего раньше не было в мировом искусстве – проектность. Произошел общемировой поворот в эту сторону. Проектность оказалась и частью коммерциализации искусства, где художнику легче продвигать себя на рынок какой-то концептуально обдуманной серией и легче получать финансирование под проект от разных организаций.
➤ В нулевые и десятые годы появляются и такие тенденции, как выставки больших современных художников. Начинается программа «Эрмитаж 20/21», и гостями Эрмитажа оказываются Билл Виола, Ян Фабр, братья Чэпмены. Крупные музеи включают современных художников в свои выставочные планы.
➤ Активно появляются первые коммерческие галереи. В частности, активно действующая фигура и сейчас – Владимир Овчаренко, основатель аукционного дома Vladey. В 90-м году он создал галерею «Риджина» (теперь – Ovcharenko). Через несколько лет появилась галерея XL, основанная Еленой Селиной и ее мужем Сергеем Хрипуном – она существует и сейчас.
➤ Нулевые – момент гламуризации и коммерциализации искусства. В это время живопись, которая заново заявляет о себе, делает это не в виде каких-то небольших холстов, а сразу мощно и с размахом в больших форматах. Например, дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
➤ В нулевые годы происходит бум институционализации. Это первое относительно стабильное десятилетие для искусства, что не замедлило сказаться на, можно сказать, расцвете новых институций. Появляется Премия Кандинского, Московская биеннале современного искусства, Уральская биеннале индустриального искусства, Музей современного искусства «Гараж». Это продуктивное время и для Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Среди образовательных институций – Институт современного искусства Иосифа Бакштейна, которому обязаны многие художники, школа «Свободные мастерские», петербургский благотворительный фонд «Про Арте», Школа Родченко, отдельные программы в ВШЭ.
➤ В это же время появляется такое понятие, как «молодой художник». За молодыми художниками начинается охота – их привлекают различные институции, фонды и так далее. Даже учреждается Московская международная биеннале современного молодого искусства. Появляются фонды, направленные на поддержку молодого искусства, – Stella Art Foundation, «Сфера» и другие.
➤ В 2007 году возникает ЦСИ Винзавод, ставший первым и самым большим частным центром современного искусства в России.
➤ Среди тенденций в современном российском искусстве в нулевые – инсталляции, развитие лэнд-арта и расширение площадок современного искусства.
➤ Тенденции в десятые годы – феминистская повестка, темы хрупкости и уязвимости.
➤ Рубеж 20-х годов стал водоразделом целой большой эпохи для современного российского искусства, стартовавшего в 90-е, пережившего бурный расцвет в нулевые и пожавшего плоды расцвета в 10-е – начало 20-х.
Полное выступление Глеба Ершова — в записи лекции в группе ярмарки 1703 во ВКонтакте.
➤ Во всем мире наблюдается рост интереса рынка и коллекционеров к современному искусству, о чем свидетельствуют цифры. Несмотря на сложность процессов современной истории российское искусство все равно оказывается в общемировом тренде.
➤ Современное искусство вырастает на плечах неофициального искусства, нонконформизма, андеграунда. Как таковым ни техникам, ни стратегиям этих художников никто не учил. Они на свой страх и риск осваивали этот мир и делали это подчас очень успешно и блистательно.
➤ В России первым концептуально определил путь развития новейшего российского искусства петербургский художник Тимур Новиков. Он сформулировал манифест и кредо будущего развития искусства, которое видел в новом русском классицизме. Это было удивительно, потому что на повестке было приобщение к актуальным тенденциям общемирового искусства, где доля неоклассики была ничтожно мала.
➤ Новый русский классицизм многими воспринимался как игра, как провокация. Тем не менее за Тимуром Новиковым в его Новую академию пошли многие художники. Один из них – Георгий Гурьянов, чьи работы отсылают не только к образам неоклассики, но и к советским работам художников 1920-х годов. Он и на сегодняшний день очень востребованный художник.
➤ Еще среди тех, кто активно вошел в искусство 90-х годов вместе с командой Тимура, художница Ольга Тобрелутс, которая одной из первых освоила новые компьютерные цифровые технологии и первой в стране стала создавать компьютерную живопись.
➤ В этой эстетике нового русского классицизма в 90-е годы стали работать и AES+F – группа из четырех художников, которые сделали цифровые технологии коньком своего искусства. Сейчас это уже признанные во всем мире художники, одни из тех российских художников, которые сумели уже в нулевые годы выйти на интернациональный рынок. AES+F предопределили эпоху даже не 1990-х, а нулевых – эпоху нового гламура, глянца, dolce vita. Их живописные компьютерные панно рисуют образ наступившего капиталистического рая.
➤ 1990-е принесли то, чего раньше не было в мировом искусстве – проектность. Произошел общемировой поворот в эту сторону. Проектность оказалась и частью коммерциализации искусства, где художнику легче продвигать себя на рынок какой-то концептуально обдуманной серией и легче получать финансирование под проект от разных организаций.
➤ В нулевые и десятые годы появляются и такие тенденции, как выставки больших современных художников. Начинается программа «Эрмитаж 20/21», и гостями Эрмитажа оказываются Билл Виола, Ян Фабр, братья Чэпмены. Крупные музеи включают современных художников в свои выставочные планы.
➤ Активно появляются первые коммерческие галереи. В частности, активно действующая фигура и сейчас – Владимир Овчаренко, основатель аукционного дома Vladey. В 90-м году он создал галерею «Риджина» (теперь – Ovcharenko). Через несколько лет появилась галерея XL, основанная Еленой Селиной и ее мужем Сергеем Хрипуном – она существует и сейчас.
➤ Нулевые – момент гламуризации и коммерциализации искусства. В это время живопись, которая заново заявляет о себе, делает это не в виде каких-то небольших холстов, а сразу мощно и с размахом в больших форматах. Например, дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
➤ В нулевые годы происходит бум институционализации. Это первое относительно стабильное десятилетие для искусства, что не замедлило сказаться на, можно сказать, расцвете новых институций. Появляется Премия Кандинского, Московская биеннале современного искусства, Уральская биеннале индустриального искусства, Музей современного искусства «Гараж». Это продуктивное время и для Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Среди образовательных институций – Институт современного искусства Иосифа Бакштейна, которому обязаны многие художники, школа «Свободные мастерские», петербургский благотворительный фонд «Про Арте», Школа Родченко, отдельные программы в ВШЭ.
➤ В это же время появляется такое понятие, как «молодой художник». За молодыми художниками начинается охота – их привлекают различные институции, фонды и так далее. Даже учреждается Московская международная биеннале современного молодого искусства. Появляются фонды, направленные на поддержку молодого искусства, – Stella Art Foundation, «Сфера» и другие.
➤ В 2007 году возникает ЦСИ Винзавод, ставший первым и самым большим частным центром современного искусства в России.
➤ Среди тенденций в современном российском искусстве в нулевые – инсталляции, развитие лэнд-арта и расширение площадок современного искусства.
➤ Тенденции в десятые годы – феминистская повестка, темы хрупкости и уязвимости.
➤ Рубеж 20-х годов стал водоразделом целой большой эпохи для современного российского искусства, стартовавшего в 90-е, пережившего бурный расцвет в нулевые и пожавшего плоды расцвета в 10-е – начало 20-х.
Полное выступление Глеба Ершова — в записи лекции в группе ярмарки 1703 во ВКонтакте.
Популярные события