«Опыт коллекционирования в России (на примере Фонда Ruarts и других частных коллекций)» — что важно знать?

Все события

Главные тезисы выступления Катрин Борисов, арт-директора Ruarts, одного из крупнейших фондов содействия современному искусству в России.


Кто такой коллекционер?

Люди занимались собирательством много тысяч лет, и уже к XXI веку стало понятно, что коллекционер – это главный актор, формирующий лицо рынка современного искусства и вообще искусства. 


Самые известные коллекционеры и частью каких институций стали их собрания

Екатерина II (Эрмитаж), Генрих Брокар (Пушкинский музей), Иван Морозов (Пушкинский музей), Алексей Морозов (Музей Фарфора), Алексей Бахрушин (Театральный музей), Сергей Щукин (Эрмитаж и Пушкинский), Павел и Сергей Третьяковы (Третьяковская галерея), Георгий Костаки (Третьяковка, Музей в Тессалониках), Михаил Алшибая (Музей «Другое искусство»), Владимир и Екатерина Семенихины (Фонд «Екатерина»), Наталия Опалева (Музей AZ).


Принципы формирования коллекций

➤ Вертикальное коллекционирование – когда собираются произведения одного художника на протяжении всей жизни.

➤ Горизонтальное коллекционирование – когда собираются отдельные работы большого числа художников.

➤ Нишевое коллекционирование – когда коллекция ограничена или по времени, или по группе художников, например, только шестидесятников или только авангард.

➤ Перекрестное коллекционирование – сочетание вертикального и горизонтального типа коллекционирования. Самый распространенный вариант.

➤ Смешанные коллекции – когда собирается не только современное искусство, но и, например, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства.


Мотивы коллекционирования

➤ Экономические – искусство как вложение, инвестиция.

➤ Социальные – престиж, попадание в определенные круги.

➤ Эмоциональные – привязанности, сентиментальность, связь с предками.

➤ Любознательность – исследование, познание мира.

➤ Сакральные – стремление к иррациональному, поиск смыслов, общение с «высшим».

➤ Протестно-прогностические – коллекция запрещенного, но важного.


О коллекции фонда Ruarts

Коллекция современного искусства Фонда Ruarts исследует связи между художественными течениями и практиками и текущими событиями. Собрание охватывает большой пласт российского современного искусства начиная с 1960-х годов и продолжает регулярно пополняться.

Следуя своей миссии, Фонд Ruarts с 2003 года стремится сделать искусство и культуру доступными для всех. Выставочная программа Фонда выстроена таким образом, чтобы презентовать работы из собственного собрания и сделать их доступными для публики. Образовательная программа Фонда согласуется с выставочной деятельностью и направлена на расширение угла зрения на авторов и произведения.

Коллекция Фонда не претендует на то, чтобы соперничать по объективности или полноте с музейной коллекцией. Очарование и уникальность коллекции заключается в том, что она несет отпечаток вкуса и характера собирателя.

Марианна Сардарова, меценат и основатель Фонда Ruarts, при выборе предметов не следует хронологическому пути – основой коллекции является свободный, не стесненный никакими эстетическими догмами и нормативами взгляд на искусство, разнообразие его форм и выражений.

В коллекции представлены произведения разнообразных материалов и техник. Лейтмотивными темами коллекции стали город как амбивалентное пространство, флора, телесность и абстракция.

Собрание Фонда Ruarts насчитывает более 2 тысяч единиц: это фотография, живопись, объекты, графика, скульптура, видео и инсталляции. Источники пополнения: выставки (60%), прямые закупки у художника (30%), аукционы (7%), посредники (2%), дарение (1%).


Что важно знать коллекционеру


Как хранить работы

➤ Отсутствие прямого солнечного света.

➤ Расположение вдалеке от увлажняющих и греющих приборов.

➤ Отсутствие перепадов температуры и влажности.

➤ Видео- или любой диджитал-арт переписывать на носитель раз в 4 года и регулярно проверять содержимое, чтобы сохранить произведения.


Материалы для хранения

➤ Калька

➤ Микалент

➤ Тайвек

➤ Пузырчатая упаковка

➤ Поролон

➤ Бескислотный картон


Режимы хранения

➤ Для живописи:  t +15,+18°C и 50-60% влажности.

➤ Для фотографии: от  t +5°C и 40-50% влажности.

➤ Для керамики и фарфора:  t +12, +20°C и 55-65% влажности.


Как учитывать работы

➤ Российские платформы:

Gallerist 24/7

КАМИС

Collected

➤ Зарубежные платформы:

Artshell

Artlogic

Artbase


Документы, которые важно иметь

➤ Сертификат

➤ Договор купли-продажи

➤ Экспертные заключения


*** 

«Коллекционирование – это вирус, но им очень приятно болеть».

                                                                                                           Марианна Сардарова