«Опыт коллекционирования в России (на примере Фонда Ruarts и других частных коллекций)» — что важно знать?
Главные тезисы выступления Катрин Борисов, арт-директора Ruarts, одного из крупнейших фондов содействия современному искусству в России.
Кто такой коллекционер?
Люди занимались собирательством много тысяч лет, и уже к XXI веку стало понятно, что коллекционер – это главный актор, формирующий лицо рынка современного искусства и вообще искусства.
Самые известные коллекционеры и частью каких институций стали их собрания
Екатерина II (Эрмитаж), Генрих Брокар (Пушкинский музей), Иван Морозов (Пушкинский музей), Алексей Морозов (Музей Фарфора), Алексей Бахрушин (Театральный музей), Сергей Щукин (Эрмитаж и Пушкинский), Павел и Сергей Третьяковы (Третьяковская галерея), Георгий Костаки (Третьяковка, Музей в Тессалониках), Михаил Алшибая (Музей «Другое искусство»), Владимир и Екатерина Семенихины (Фонд «Екатерина»), Наталия Опалева (Музей AZ).
Принципы формирования коллекций
➤ Вертикальное коллекционирование – когда собираются произведения одного художника на протяжении всей жизни.
➤ Горизонтальное коллекционирование – когда собираются отдельные работы большого числа художников.
➤ Нишевое коллекционирование – когда коллекция ограничена или по времени, или по группе художников, например, только шестидесятников или только авангард.
➤ Перекрестное коллекционирование – сочетание вертикального и горизонтального типа коллекционирования. Самый распространенный вариант.
➤ Смешанные коллекции – когда собирается не только современное искусство, но и, например, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства.
Мотивы коллекционирования
➤ Экономические – искусство как вложение, инвестиция.
➤ Социальные – престиж, попадание в определенные круги.
➤ Эмоциональные – привязанности, сентиментальность, связь с предками.
➤ Любознательность – исследование, познание мира.
➤ Сакральные – стремление к иррациональному, поиск смыслов, общение с «высшим».
➤ Протестно-прогностические – коллекция запрещенного, но важного.
О коллекции фонда Ruarts
Коллекция современного искусства Фонда Ruarts исследует связи между художественными течениями и практиками и текущими событиями. Собрание охватывает большой пласт российского современного искусства начиная с 1960-х годов и продолжает регулярно пополняться.
Следуя своей миссии, Фонд Ruarts с 2003 года стремится сделать искусство и культуру доступными для всех. Выставочная программа Фонда выстроена таким образом, чтобы презентовать работы из собственного собрания и сделать их доступными для публики. Образовательная программа Фонда согласуется с выставочной деятельностью и направлена на расширение угла зрения на авторов и произведения.
Коллекция Фонда не претендует на то, чтобы соперничать по объективности или полноте с музейной коллекцией. Очарование и уникальность коллекции заключается в том, что она несет отпечаток вкуса и характера собирателя.
Марианна Сардарова, меценат и основатель Фонда Ruarts, при выборе предметов не следует хронологическому пути – основой коллекции является свободный, не стесненный никакими эстетическими догмами и нормативами взгляд на искусство, разнообразие его форм и выражений.
В коллекции представлены произведения разнообразных материалов и техник. Лейтмотивными темами коллекции стали город как амбивалентное пространство, флора, телесность и абстракция.
Собрание Фонда Ruarts насчитывает более 2 тысяч единиц: это фотография, живопись, объекты, графика, скульптура, видео и инсталляции. Источники пополнения: выставки (60%), прямые закупки у художника (30%), аукционы (7%), посредники (2%), дарение (1%).
Что важно знать коллекционеру
Как хранить работы
➤ Отсутствие прямого солнечного света.
➤ Расположение вдалеке от увлажняющих и греющих приборов.
➤ Отсутствие перепадов температуры и влажности.
➤ Видео- или любой диджитал-арт переписывать на носитель раз в 4 года и регулярно проверять содержимое, чтобы сохранить произведения.
Материалы для хранения
➤ Калька
➤ Микалент
➤ Тайвек
➤ Пузырчатая упаковка
➤ Поролон
➤ Бескислотный картон
Режимы хранения
➤ Для живописи: t +15,+18°C и 50-60% влажности.
➤ Для фотографии: от t +5°C и 40-50% влажности.
➤ Для керамики и фарфора: t +12, +20°C и 55-65% влажности.
Как учитывать работы
➤ Российские платформы:
Gallerist 24/7
КАМИС
Collected
➤ Зарубежные платформы:
Artshell
Artlogic
Artbase
Документы, которые важно иметь
➤ Сертификат
➤ Договор купли-продажи
➤ Экспертные заключения
***
«Коллекционирование – это вирус, но им очень приятно болеть».
Марианна Сардарова