«Охота за провенансом. Другая сторона арт-бизнеса»: что важно знать

Все события
3 марта 2025

28 февраля в Медиацентре Новой сцены Александринского театра прошла лекция «Охота за провенансом. Другая сторона арт-бизнеса». Перед слушателями выступили сооснователь и арт-директор MYTH Gallery Ольга Профатило и коллекционер, культуролог и основатель архитектурного бюро MVF interiors Мария Фильштинская.

Они обсудили кейсы из жизни современного коллекционера, влияние провенанса на стоимость произведения и вопрос этики на современном арт-рынке. Делимся главными тезисами:

➤ Провенанс (фр. provenance — происхождение, источник) — задокументированные истории владения и пути произведения искусства с течением времени. 

➤ Со временем это определение расширилось очень сильно. Сегодня, когда мы говорим о провенансе, чаще всего подразумевается не просто история владения предметом, но также и история его бытования — перемещение, в каких коллекциях он находился и в каких выставках участвовал, аукционные продажи и представленность на ярмарках. Провенанс предмета напрямую влияет на ценообразование.

➤ Существует мнение, что современное искусство не требует провенанса, но это не так. Когда ты приобретаешь ту или иную работу, всегда нужно запрашивать у галерей ее провенанс.

➤ Ценообразование на произведения искусства в России достаточно хаотично, так как мы находимся в зоне формирующегося арт-рынка.

➤ Задача галерей состоит в том, чтобы художники приобретали более широкую представленность и чтобы их провенанс нарастал. Поэтому галереи выпускают каталоги, где перечислены произведения с выставки, участвуют в ярмарках, что тоже является важным рыночным инструментом, и активно продвигают художников для участия в музейных выставках.

➤ Предметами коллекционирования могут быть уникальные предметы, тиражное искусство, видео- и фотоработы и др. Исходя из этого и внимание к провенансу выстраивается по-разному.

➤ Взаимоотношения внутри арт-сообщества очень важны, так как это во многом влияет на то, как впоследствии будет происходить развитие того или иного художника, и на диапазон цен на его работы.

➤ Есть авторы, работающие сразу с несколькими галереями. Как правильно вести себя в этом случае и найти наиболее выигрышные и интересные работы? Здесь в арт-сообществе существует негласное правило «материнской галереи» — первой, где был представлен этот художник.

➤ В 2021 году российская Ассоциация галерей (АГА) разработала и опубликовала Кодекс профессиональной этики участников арт-рынка

➤ На российском арт-рынке нет «голода по художникам», есть «голод по галереям», которые могли бы представлять этих художников и помогать их развитию и продвижению.

***

Полное выступление Ольги Профатило и Марии Фильштинской в записи лекции в группе ярмарки 1703 во ВКонтакте.