Новые кураторские практики: что важно знать

Все события

1 декабря в в Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского прошла лекция «Новые кураторские практики». Перед слушателями выступил Алексей Масляев — независимый куратор, преподаватель, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА), куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow.

Делимся главными тезисами:

➤ Корень слова «куратор» имеет латинское происхождение и связан с глаголом «заботиться», «проявлять заботу о ком-либо/чем-либо». Этимология словно подталкивает куратора по направлению к художнику, располагает к определенному режиму отношений. Эта трактовка является определяющей для подхода работы куратора.

➤ Формально мы с кураторской практикой связываем то, что куратор формирует корпус художественных произведений, которые в дальнейшем выстраивает, организует пространство. С помощью них создает композицию из художественных высказываний, художественных жестов. 

➤ Два важных исследователя кураторской практики Натали Хайних и Майкл Поллок в эссе «От музейного куратора к автору выставки» говорят о том, что в 60-х годах прошлого века профессия музейного куратора пережила кризис, приведший к тому, что возникла необходимость пересобрать атрибуты профессионального поля. Кризис возник с новыми авангардными формами искусства, которые не укладывались в прежние выставочные форматы. Появилась необходимость пересмотреть существующую культуру показа (Culture of Display) в институциональных стенах. 

➤ Выставка начинает рассматриваться как средство выражения. Она становится той формой, в которой может быть собрано то или иное сообщение. И вопрос, кто с помощью этого средства выражения себя выражает, напрашивается сам собой. Ответом является как раз фигура куратора.

➤ Под выставкой на рубеже 60-70-х годов прошлого века появляется авторская подпись. До этого было чрезвычайно сложно представить, что на афише вдруг возникает указание куратора или кураторской команды, такого не было. И вдруг это становится все более и более распространенным. Это указание куратора на материалах к выставке можно обозначить как авторскую подпись.

➤ В результате этих процессов критический фокус сместился с индивидуальных произведений искусства на всеохватывающую структуру выставки. Куратор приобрел возможность выносить свое видение на первый план, что ранее было непредставимо. 

➤ Выставка таким образом перестраивает, перекодирует наше восприятие и опыт — и чувственный, и интеллектуальный. Наше представление о культуре и как следствие и о нас самих.

➤ В 90-е годы произошел социальный переворот. Актуальное искусство на это реагировало практиками, получившими определение «искусство взаимодействия». Здесь можно привести примеры кураторской практики Харальда Зеемана и Жана-Юбера Мартена – «куратор как автор».

➤ Самый известный, пожалуй, в мире куратор Ханс Ульрих Обрист говорит, что куратор сегодня ассоциируется с независимым, содержательным, актуальным суждением с определенной свободой это суждение делать и транслировать вовне.

Примеры кураторских практик:

➤ «Невозможное сообщество» (2011), Московский музей современного искусства. Куратор: Виктор Мизиано. Ассистент: Алексей Масляев
Большая международная выставка, готовившаяся три года. Благодаря этому проекту в российском художественном дискурсе все больше и больше стал закрепляться корпус материалов, связанных с эстетикой взаимодействия. Многие авторы стали более видимыми.

➤ «Будни распознавателя образов» (2011), Московский музей современного искусства. Куратор: Алексей Масляев
Выставка-мистификация в жанре нон-фикшн, тотальная симуляция некоего невероятного события, которая в игровой форме вовлекала зрителя в фантастическое путешествие.

➤ «Вещи» (2020), Anna Nova Gallery, Санкт-Петербург; (2022), АРТ4, Москва. Куратор: Алексей Масляев

Размышление о феномене коллекционирования, рассмотренном на примере двух заметных частных коллекций современного российского искусства – Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. Выставка как преодоление канона экспонирования частных коллекций.

➤ «Чересчур» (2024), фонд Ruarts, Москва. Кураторы: Алексей Масляев и Катрин Борисов
Пример того, как формат кураторского проекта может использоваться для тех или иных исследовательских целей. В этом случае – исследования феномена китча.

Полное выступление Алексея Масляева – в записи лекции в группе ярмарки 1703 во ВКонтакте.