Коллекционирование в России: что важно знать
29 апреля в корпусе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург «Канатный цех» прошла лекция «Коллекционирование в России: между бизнесом и меценатством». Перед слушателями годовой программы лектория ярмарки 1703 выступила инвестор, меценат, коллекционер и сооснователь фонда «Новые коллекционеры» Екатерина Лапшина.
Она рассказала о своем пути к коллекционированию, выделила главные тренды арт-рынка, формы меценатства и поделилась своим видением нового поколения коллекционеров. Собрали главные тезисы ее выступления:
➤ Вовлечение в мир искусства интересно тем, что ты проживаешь и рефлексируешь действительность чужими глазами. Через произведения ты можешь уловить нерв времени и лучше понять окружающий контекст и себя.
➤ По-прежнему около 70% приходят к коллекционированию ради эмоционального и эстетического удовольствия. Среди других причин – социальный статус, престиж, инвестиции и сохранение капитала.
➤ Согласно исследованиям Arts Economics и The Art Market Report 2025, мировой арт-рынок ощутимо упал и продолжает падение. Прежде всего это произошло за счет дорогих покупок. Покупки дешевле 50 тысяч долларов стабильны и показывают тенденцию к росту.
➤ Электронная коммерция добралась и до рынка искусства – огромное количество произведений продается онлайн. Это и аукционы, и разнообразные агрегаторы. По сути, только самые дорогие покупки по-прежнему совершаются офлайн.
➤ Покупатели предпочитают инвестировать в традиционные медиумы – живопись, скульптура, графика доминируют на рынке с большим отрывом. Видеоарт занимает всего 1%, а цифровое искусство – 0,2%. Это связано с тем, что новое поколение коллекционеров еще не заняло свои позиции.
➤ Какие формы меценатства существуют: эндаументы (фонды целевого капитала, пополняемые за счет доноров), разовые пожертвования и спонсорство, корпоративные фонды, общественные и частные пространства, предоставляющие свои «стены» для использования, и др.
➤ В 2023 году был основан фонд «Новые коллекционеры». Его миссия – создание платформы для поддержки, настройки и укрепления связей между всеми участниками современного культурного процесса. В 2025 году он разрабатывает несколько важных инициатив: Биеннале частных коллекций (июнь-октябрь) и разработанную специально для вузов образовательную программу, посвященную практикам коллекционирования.
➤ Погружение в процессы, связанные с искусством и креативом, – огромная инвестиция в себя.
Полное выступление Екатерины Лапшиной — в записи лекции в группе ярмарки 1703 во ВКонтакте.