Калейдоскоп коллекционера: 1917–1924

Все события
Продолжение спецпроекта «Калейдоскоп коллекционера». Посещая события лектория 1703, вы можете собрать мини-коллекцию графических открыток. Уникальный дизайн разрабатывается специально к каждому мероприятию. Теперь же каждый новый дизайн будет сопровождать авторский очерк Алёны Платоновой. Актуальные направления, имена и проекты с начала ХХ века до современных практик — читайте на нашем сайте! 

II.  Калейдоскоп коллекционера: 1917–1924

«Не к старому, не к новому, а к нужному! – лозунг Владимира Татлина1 в начале 1920-х годов. – Вещь должна быть прочной, полезной и красивой». После Октябрьской революции полному переустройству подверглись все сферы жизни, в том числе культура и искусство. Сейчас сложно представить, что на заре консервативного и тоталитарного советского государства языком искусства стал авангард и самые передовые на тот момент течения. Новой власти нужен был новый культурный синтаксис, а авангардисты видели большой потенциал в тотальной интеграции в новое общество. Задача стояла утопическая – переписать всю прошлую и создать по-настоящему смелую будущую историю.

Образ коллекционера первых послереволюционных лет весьма туманный: прежняя элита уехала, новая еще не сформировалась. Но именно в эти годы формируется общий культурный код «домашнего коллекционирования». Коллективное собирательство – феномен того, что в каждом серванте по всей стране до сих пор можно найти одинаковые сервизы и хрусталь, во многом зародилось именно в утопическом проекте авангардистов внедрить искусство в жизнь каждого человека повсеместно. Художник был призван исполнять заказ победившего класса, продолжалась борьба со станковой картиной как с символом индивидуальности, а формами визуального выражения стали массовые объекты – украшение улиц, плакаты, архитектура и предметы домашней утвари. Например, к первой годовщине революции Натан Альтман2 закрыл фасады на Дворцовой площади кумачом, а колонну украсил супрематическими формами. Торжество авангарда царило недолго, и конечно, в каждом доме не появился супрематический сервиз, а жаль, не правда ли?

1/2 чашки или что придумал Казимир Малевич для Фарфорового завода: Занимательные истории в журнале Ярмарки Мастеров

Предметы из сервиза, разработанного Казимиром Малевичем для Ломоносовского фарфорового завода. 1923 

Коллекционировали в этот период больше идеи, чем реальные объекты. Искусство определялось как рупор идеологии и часть сферы медиа. Подобное вещание в прямом и переносном смысле предложил Татлин в башне памятника III Интернационалу (1919-1920)3. Проект представлял собой здание высотой 400 метров из трех стеклянных блоков, возведенных один над другим и пересеченных двумя диагональными спиралями. В башне предполагалось расположить законодательное собрание, исполнительные и административные структуры, а также СМИ (газеты, телеграф и радио). Проект не был осуществлен, однако оказал огромное влияние на архитектуру и искусство следующих десятилетий. Идеи зданий для города будущего предлагал и другой знаменитый конструктивист – Александр Родченко4. Его киоски имели два уровня – «базис» для практических нужд и «надстройку» для пропаганды.

Художники и идеи этого периода вращались и собирались вокруг образовательных учреждений и художественных объединений. Началось торжество аббревиатур, свойственных советским организациям. Ключевой фигурой в сфере культуры был Анатолий Луначарский5 – первый нарком просвещения РСФСР. В 1918 он учредил Петроградский Отдел ИЗО Наркомпроса6 под руководством художника Давида Штеренберга7. Отдел инициировал создание музеев современного искусства по всей стране, репрезентирующих историю искусств с доказательством закономерности авангардистских идей (настоящие музеи модернизма, представляете?). В это же время Александр Бенуа8, комиссар при Русском музее и Эрмитаже, начал формировать коллекцию авангарда. Сейчас результат его трудов можно увидеть на постоянной экспозиции в корпусе Бенуа. Казимир Малевич10 в Витебске создал УНОВИС (Утвердители нового искусства) (1920-1921), пропагандирующий анонимные работы и коллективное творчество. Группа основывалась вокруг его учеников: Эль Лисицкого12, Николая Суетина13, Веры Ермолаевой14. В Москве появилась группа Комфут (коммунистический футуризм)15, в нее вошли: поэт Владимир Маяковский16, теоретики Борис Кушнер17 и Осип Брик18, художники Натан Альтман и Давид Штеренберг. Строгановское училище в Москве и Академия художеств в Петрограде стали Свомас (Свободными мастерскими)19.

К концу эпохи военного коммунизма (1921) государственный контроль постепенно начал проникать в сферу культуры, анархический период подходил к концу, как и торжество авангарда в качестве визуального языка новой власти, но концепция утилитарности искусства сохранялась. Основной площадкой для творчества и институцией стал Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские)20, а основным течением – конструктивизм. 


Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы. 2023

Преподавание во Вхутемасе строилось на крайне новаторском принципе модернистских институтов; наряду с немецким Баухаузом учебный процесс основывался не на копировании античных слепков или натуры, а на анализе элементов формы – в теории и на практике. Творческое мыслилось в парадигме художественного производства, почти ремесленничества. Студенты обучались на восьми факультетах: архитектурном, живописном, скульптурном, полиграфическом, текстильном, керамическом, деревообделочном и металлообрабатывающем. Научным учреждением был ИНХУК (Институт художественной культуры)21. Основной предмет исследований конструкция, которая заменяет в искусстве композицию. Художники стремились посвятить себя производству вещей, созданию предметов ежедневного потребления.

В 1923-м политика и авангардисты начали расходиться дальше, образовательные учреждения стали изменяться и закрываться, художники были вынуждены искать новую площадку для своего искусства, был создан журнал Леф (Левый фронт, 1923-1925)22. Активным языком выражения осталась архитектура, и она будет играть важнейшую роль в советском искусстве всех периодов. Проекты утопических зданий нового типа творили: Николай Ладовский23, Владимир Кринский24. Каждый уголок таких зданий несёт свою функцию – агитационную или житейскую.

Коммунальный дом, 1919, Николай Ладовский

Николай Ладовский. Проект коммунального дома. 1919 

Богатейшим наследием искусства рубежа 10-20-х годов XX века можно считать коллекцию идей и подходов свободной мысли, многие из которых в XXI веке нашли себе место в современной архитектуре, дизайне, рекламе.

 

Ссылки из текста

Художники и архитекторы:

1. Владимир Татлин

2. Натан Альтман

4. Александр Родченко

7. Дравид Штеренберг

10. Казимир Малевич

12. Эль Лисицкий

13. Николай Суетин

14. Вера Ермолаева

23. Николай Ладовский

24. Владимир Кринский


Идеологи и теоретики:

5. А. В. Луначарский

8. Александр Бенуа

16. Владимир Маяковский

17. Борис Кушнер

18. Осип Брик


Проекты:

3. Башня памятника III Интернационалу (1919-1920)

 

Художественные объединения и институции:

6. Отдел ИЗО Наркомпроса

9. Русский музей

11. УНОВИС («Утвердители нового искусства»)

15. Комфут (коммунистический футуризм)

19. Свомас (Свободные мастерские)

20. Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские)

21. ИНХУК (Институт художественной культуры)

22. Журнал Леф (Левый фронт, 1923-1925)

 

Автор: Алёна Платонова