Калейдоскоп коллекционера: формирование современности
Все события
Продолжение спецпроекта «Калейдоскоп коллекционера». Посещая события лектория 1703, вы можете собрать мини-коллекцию графических открыток. Уникальный дизайн разрабатывается специально к каждому мероприятию. Теперь же каждый новый дизайн будет сопровождать авторский очерк Алёны Платоновой. Актуальные направления, имена и проекты с начала ХХ века до современных практик — читайте на нашем сайте!
Прогремела перестройка: где коллекционеры искали актуальное искусство и как художники реагировали на тотальное изменение социального строя, читайте в прошлом выпуске «Калейдоскопа коллекционера». После 1991 года развитие художественного рынка, без которого невозможно развитие коллекционирования, набирает обороты. Стихийно образованные пространства институциализируются, как, например, сквот «Пушкинская-10», ставший полноценным культурным центром.
Масштабный вклад в институализацию современного искусства на рубеже веков принадлежит Русскому музею. ГРМ начал знакомить широкую публику с современным искусством ХХ века с 1987 года, когда прошло несколько выставок («П. Филонов» (1988), «К. Малевич» (1989), «Советское искусство 20-30-х годов» (1989), «В. Кандинский» (1989)), призванных реабилитировать русский авангард. Элемент новизны для зрителей был значительным: для большинства это было абсолютно неизвестное и новое искусство, к которому были неприменимы мерки традиционного искусства. Формирование коллекций новейшего искусства в ГРМ происходило с активным участием самих художников. Музей систематически освещал различные направления искусства, далекого от академического: в 2000-2002 гг. прошли выставки «Искусство против географии» с экспозицией новейшего русского искусства и «Абстракция в России. ХХ век», которая представила классический русский авангард и его последователей во второй половине ХХ века.
«Музей Людвига»
В 1995 году был создан «Музей Людвига» — музей в музее, расположившийся в Мраморном дворце. Он возник в результате сотрудничества Русского музея и четы немецких промышленников и коллекционеров Петера и Ирэны Людвиг, передавшей в Санкт-Петербург 118 произведений международного актуального искусства — немецкого неоэкспрессионизма, поп-арта, фотореализма. В результате последующих приобретений и дарений от различных меценатов сформировалась представительная коллекция новейшего зарубежного искусства, отсутствовавшая в ГРМ до этого. «Музей Людвига» обладает беспрецедентным правом на пополнение коллекции в отличие от других филиалов Русского музея, что позволяет актуализировать собрание и конструировать последовательную линию истории искусств. Например, участники ярмарки 1703 группа ГрОМ после выставки «Жилище будущего» в Мраморном дворце передали две работы — «Сокровищница человеческого знания» и «Информационная шахта» — в постоянную экспозицию музея.
Коллекционер и поклонник искусства конца 90-х — начала 2000-х с трудом мог уследить за постоянно появляющимися новыми пространствами. Рынок старался нагнать 70 лет альтернативного развития, галереи открывались и закрывались. Среди всей этой плеяды интересны примеры культурных пространств, которые сохранились и активно влияют на культурную повестку до сих пор. Одной из первых таких инициатив после перестройки стал арт-центр Борей. Он открылся в 1991 году как принципиально новая структура в области искусства и культуры. Борей — это частная инициатива, воплощенная в жизнь группой единомышленников, поставивших цель построить дом культуры, двери которого открыты для художественных идей. Борей стал по сути первой некоммерческой галереей Петербурга и независимой организацией культуры. В структуру центра входят выставочные залы, дизайн-студия, фотостудия, издательство «Борей Арт», книжный отдел, художественный салон, кафе-клуб. Пять выставочных залов галереи работают до сих пор и показывают от 24 до 48 выставок в год, охватывая широкий спектр авторов, в основном петербургских.
Галерея Борей
Галереи современного искусства, костяк художественной сцены Петербурга, образовывались постепенно, начиная с конца 90-х годов. В 2000 году открылась Marina Gisich Gallery4. Как рассказывает Марина Гисич, выставочную деятельность она начала в Париже со смелой выставки петербургских художников Глеба Богомолова, Александра Герасимова, Валерия Лукки еще в 1997-м, а потом уже рискнула открыть одну из первых галерей современного искусства в Петербурге. В 2003 году появилась галерея DiDi5, хотя, как отметил основатель Реваз Жвания на недавней дискуссии ярмарки 1703, галерейную деятельность они начали за несколько лет до этого. Первое время галерея ориентировалась на андеграундных художников Москвы и Ленинграда: Евгения Михнова-Войтенко, Леонида Борисова, Тимура Новикова, Михаила Шварцмана, Леонида Пурыгина, Дмитрия Краснопевцева и других, а в последние годы обратила внимание и на современных авторов.
Marina Gisich Gallery
В 2005 году коллекционер Владимир Березовский и его дочь Кристина основали KGallery. Фокус проекта — на выставочной деятельности: за время существования галереи в ее стенах экспонировалась живопись и графика известных русских художников, в числе которых: Борис Григорьев, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич, Константин Сомов, Натан Альтман и др. В этот же год открылась и другая ведущая галерея Петербурга — Anna Nova7. В прошлом певица и радиоведущая, Анна Баринова, открывая галерею, сразу собрала сильную команду во главе с искусствоведом Натальей Ершовой, сформировавшей первый пул художников. В него вошли Елена Фигурина, Ольга Чернышова, Олег Маслов, Петр Швецов, Сергей Шеховцев, Александр Дашевский, Борис (Боб) Кошелохов, Юрий Александров. Открывать галереи Наталье явно удается — в 2011 году она стала арт-директором еще одной крупной петербургской площадки — NAMEGALLERY. Выбор названия галереи обусловлен интересом к человеку, к проблемам его существования, развития, деятельности в современном мире. Директор и основатель NAMEGALLERY — Оксана Корнеева.
KGallery
Все эти названия и точки на карте — настоящее и будущее художественной сцены Петербурга, институции, которые создают культуру, формируют вкус и выбор коллекционеров, и с которыми обязательно нужно познакомиться каждому, кто задумывается о приобретении произведения современного искусства. За последующие 10 лет список дополнили несколько молодых и очень интересных галерей, и познакомиться со всеми сразу, узнать историю создания из первых уст, пообщаться с галеристами, художниками и кураторами вы сможете на Санкт-Петербургской ярмарке искусства 1703 уже совсем скоро. С 5 по 9 июня ждем всех в Манеже!
Наше краткое исследование того, что интересовало коллекционеров в разные эпохи и переломные моменты в стране, завершен. Все выпуски читайте на сайте и коллекционируйте вместе с 1703!
Ссылки из текста:
Места:
арт-центр «Пушкинская-10»
«Музей Людвига» в Русском музее
арт-центр Борей
Marina Gisich Gallery
DiDi Gallery
KGallery
Anna Nova Gallery
NAMEGALLERY
Автор: Алёна Платонова
Прогремела перестройка: где коллекционеры искали актуальное искусство и как художники реагировали на тотальное изменение социального строя, читайте в прошлом выпуске «Калейдоскопа коллекционера». После 1991 года развитие художественного рынка, без которого невозможно развитие коллекционирования, набирает обороты. Стихийно образованные пространства институциализируются, как, например, сквот «Пушкинская-10», ставший полноценным культурным центром.
Масштабный вклад в институализацию современного искусства на рубеже веков принадлежит Русскому музею. ГРМ начал знакомить широкую публику с современным искусством ХХ века с 1987 года, когда прошло несколько выставок («П. Филонов» (1988), «К. Малевич» (1989), «Советское искусство 20-30-х годов» (1989), «В. Кандинский» (1989)), призванных реабилитировать русский авангард. Элемент новизны для зрителей был значительным: для большинства это было абсолютно неизвестное и новое искусство, к которому были неприменимы мерки традиционного искусства. Формирование коллекций новейшего искусства в ГРМ происходило с активным участием самих художников. Музей систематически освещал различные направления искусства, далекого от академического: в 2000-2002 гг. прошли выставки «Искусство против географии» с экспозицией новейшего русского искусства и «Абстракция в России. ХХ век», которая представила классический русский авангард и его последователей во второй половине ХХ века.
«Музей Людвига»
В 1995 году был создан «Музей Людвига» — музей в музее, расположившийся в Мраморном дворце. Он возник в результате сотрудничества Русского музея и четы немецких промышленников и коллекционеров Петера и Ирэны Людвиг, передавшей в Санкт-Петербург 118 произведений международного актуального искусства — немецкого неоэкспрессионизма, поп-арта, фотореализма. В результате последующих приобретений и дарений от различных меценатов сформировалась представительная коллекция новейшего зарубежного искусства, отсутствовавшая в ГРМ до этого. «Музей Людвига» обладает беспрецедентным правом на пополнение коллекции в отличие от других филиалов Русского музея, что позволяет актуализировать собрание и конструировать последовательную линию истории искусств. Например, участники ярмарки 1703 группа ГрОМ после выставки «Жилище будущего» в Мраморном дворце передали две работы — «Сокровищница человеческого знания» и «Информационная шахта» — в постоянную экспозицию музея.
Коллекционер и поклонник искусства конца 90-х — начала 2000-х с трудом мог уследить за постоянно появляющимися новыми пространствами. Рынок старался нагнать 70 лет альтернативного развития, галереи открывались и закрывались. Среди всей этой плеяды интересны примеры культурных пространств, которые сохранились и активно влияют на культурную повестку до сих пор. Одной из первых таких инициатив после перестройки стал арт-центр Борей. Он открылся в 1991 году как принципиально новая структура в области искусства и культуры. Борей — это частная инициатива, воплощенная в жизнь группой единомышленников, поставивших цель построить дом культуры, двери которого открыты для художественных идей. Борей стал по сути первой некоммерческой галереей Петербурга и независимой организацией культуры. В структуру центра входят выставочные залы, дизайн-студия, фотостудия, издательство «Борей Арт», книжный отдел, художественный салон, кафе-клуб. Пять выставочных залов галереи работают до сих пор и показывают от 24 до 48 выставок в год, охватывая широкий спектр авторов, в основном петербургских.
Галерея Борей
Галереи современного искусства, костяк художественной сцены Петербурга, образовывались постепенно, начиная с конца 90-х годов. В 2000 году открылась Marina Gisich Gallery4. Как рассказывает Марина Гисич, выставочную деятельность она начала в Париже со смелой выставки петербургских художников Глеба Богомолова, Александра Герасимова, Валерия Лукки еще в 1997-м, а потом уже рискнула открыть одну из первых галерей современного искусства в Петербурге. В 2003 году появилась галерея DiDi5, хотя, как отметил основатель Реваз Жвания на недавней дискуссии ярмарки 1703, галерейную деятельность они начали за несколько лет до этого. Первое время галерея ориентировалась на андеграундных художников Москвы и Ленинграда: Евгения Михнова-Войтенко, Леонида Борисова, Тимура Новикова, Михаила Шварцмана, Леонида Пурыгина, Дмитрия Краснопевцева и других, а в последние годы обратила внимание и на современных авторов.
Marina Gisich Gallery
В 2005 году коллекционер Владимир Березовский и его дочь Кристина основали KGallery. Фокус проекта — на выставочной деятельности: за время существования галереи в ее стенах экспонировалась живопись и графика известных русских художников, в числе которых: Борис Григорьев, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич, Константин Сомов, Натан Альтман и др. В этот же год открылась и другая ведущая галерея Петербурга — Anna Nova7. В прошлом певица и радиоведущая, Анна Баринова, открывая галерею, сразу собрала сильную команду во главе с искусствоведом Натальей Ершовой, сформировавшей первый пул художников. В него вошли Елена Фигурина, Ольга Чернышова, Олег Маслов, Петр Швецов, Сергей Шеховцев, Александр Дашевский, Борис (Боб) Кошелохов, Юрий Александров. Открывать галереи Наталье явно удается — в 2011 году она стала арт-директором еще одной крупной петербургской площадки — NAMEGALLERY. Выбор названия галереи обусловлен интересом к человеку, к проблемам его существования, развития, деятельности в современном мире. Директор и основатель NAMEGALLERY — Оксана Корнеева.
KGallery
Все эти названия и точки на карте — настоящее и будущее художественной сцены Петербурга, институции, которые создают культуру, формируют вкус и выбор коллекционеров, и с которыми обязательно нужно познакомиться каждому, кто задумывается о приобретении произведения современного искусства. За последующие 10 лет список дополнили несколько молодых и очень интересных галерей, и познакомиться со всеми сразу, узнать историю создания из первых уст, пообщаться с галеристами, художниками и кураторами вы сможете на Санкт-Петербургской ярмарке искусства 1703 уже совсем скоро. С 5 по 9 июня ждем всех в Манеже!
Наше краткое исследование того, что интересовало коллекционеров в разные эпохи и переломные моменты в стране, завершен. Все выпуски читайте на сайте и коллекционируйте вместе с 1703!
Ссылки из текста:
Места:
арт-центр «Пушкинская-10»
«Музей Людвига» в Русском музее
арт-центр Борей
Marina Gisich Gallery
DiDi Gallery
KGallery
Anna Nova Gallery
NAMEGALLERY
Автор: Алёна Платонова