Как это было: обзор первой ярмарки «1703» от The Art Newspaper Russia

Все события

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» задумана как самая крупная по масштабу и жанровому разнообразию ежегодная ярмарка современного искусства с петербургской пропиской.

«1703»: ФОРМАТ, АРХИТЕКТУРА, ПРОГРАММЫ

Для первой ярмарки был выбран камерный формат с паритетным соотношением коммерческих галерей и некоммерческих проектов. В рамках ярмарки в ЦВЗ «Манеж» работали три секции: «Галереи», «Коллекции» и «Цифровое искусство». Экспозиционно-ярмарочную часть программы дополнила публичная образовательная программа от партнера «1703» школы Masters.

В секции «Галереи» для гостей были представлены работы признанных художников и коллективов, а также произведения молодых авторов, объединенные принципом исторических отсылок и оммажа различным художественным стилям. Представленные арт-объекты можно было приобрести. Работы, отобранные участниками для стендов — яркие, знаковые, — транслировали разные срезы времени и интерпретировали их нарративы.

В некоммерческой зоне «Коллекции» в рамках кураторских спецпроектов Marina Gisich Gallery и К-Gallery были показаны произведения из частных собраний, а в секции «Цифровое искусство» представлены digital- и NFT-проекты на стыке искусства, науки и технологий.

СПРАВКА 
Организатор ярмарки — ПАО «Газпром». Группа ведет в Санкт-Петербурге масштабную работу по поддержке и развитию культуры и искусства. Среди проектов — воссоздание Лионского зала, церкви Воскресения Христова и Зубовского флигеля Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село», восстановление Китайского дворца ГМЗ «Петергоф» в Ораниенбауме, поддержка выставочных и реставрационных проектов в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Музее Фаберже.

«Мысль о том, что Петербургу необходима своя масштабная ярмарка современного искусства, много лет обсуждается в профессиональном сообществе. Уникальные архитектура и академические традиции, удобная локация, статус культурной столицы и развитая инфраструктура — все это делает наш город прекрасной сценой для реализации проекта такого формата. «1703» видится как новый событийный бренд Петербурга, который станет узнаваемым и каждый год будет привлекать в город ведущие арт-галереи, коллекционеров, признанные имена арт-мира, молодые таланты и всех, кто интересуется современным искусством, — поделился генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома Вадим Навоенко.  —  Слоган «1703» — «Вдохновлена городом». Мы всегда будем делать определенный акцент на петербургских представителях арт-мира, но все же адресуем ярмарку участникам и гостям со всей России и из зарубежных стран. Именно поэтому событие включено в официальную культурную программу ПМЭФ-2022. Надеемся, «1703» станет драйвером для арт-сообщества и в будущем мы сможем сформировать целый пул событий на разных городских площадках Петербурга в период ее проведения», — отметил Вадим Навоенко.


«1703»: СЕКЦИЯ «ГАЛЕРЕИ»

Секция объединила как давно существующие, так и молодые художественные галереи Петербурга, Москвы и других городов России. Среди них — a-s-t-r-a gallery, «Триумф», Askeri Gallery и White Lines. Галеристы поделились с The Art Newspaper Russia мнениями о ярмарке и программой на стендах.

Дмитрий Ханкин.jpg

Дмитрий Ханкин, галерея «Триумф» (Москва):

Мы показали свой обычный набор художников в команде с талантливой молодежью, чьи работы коммерчески привлекательны: Владимиром Карташовым, Дашей Мальцевой и другими. Наш проект основан на нашей любимой теме: искусство, которое мы показываем в Петербурге, вырастает из классической традиции, от готических витражей Шартра до Рембрандта, от Северного Возрождения до маньеризма. Петербург как раз то самое место, где такое искусство показывать хорошо.


Алина Крюкова.jpg

Алина Крюкова, a-s-t-r-a gallery (Москва):

Необходимость в еще одной ярмарке современного искусства в России давно назрела. Проведение «1703» в рамках ПМЭФ — хорошая идея: событие вовлекает предпринимателей в процесс приобретения произведений искусства, помогает галереям со всей России показать работы своих художников и найти покупателей. Галеристам необходимо максимально активно действовать, чтобы не обнулить итоги работы и все усилия по созданию цивилизованного арт-рынка в России за последние 30 лет. 

На ярмарке «1703» a-s-t-r-a gallery представила работы четырех художников: Павла Бушуева, Игоря Литвинова, Егора Острова и Юрия Самойлова. Мастера двух поколений, работающие в различных техниках и направлениях, с разных сторон осмысляют роль художника в искусстве.


Полина Аскери.jpg

Полина Аскери, Askeri Gallery (Москва):

Считаю, что в мире искусства должно происходить как можно больше арт-событий: ярмарок, выставок, конференций. Это способствует развитию среды в целом. Очень важно, чтобы развивался и диалог между арт-сообществом и бизнесом. Здорово, что Газпром предлагает галеристам возможность поддержать художников и коллекционеров, показав что-то интересное в рамках форума.

На стенде Askeri Gallery акцент сделан на российских авторах. Это Дарья Котлярова, Павел Полянский и Владимир Иванов. Каждый художник переосмысливает тему русской культуры и истории, говорит о взаимодействии между прошлым и настоящим, любви и уважении к нашему наследию. Также Askeri Gallery привезла на «1703» работы всемирно известного южнокорейского художника Кван Йонг Чана. Фокус его работ — история взаимодействия народов и культур.


Трунтаева и Колотовкина.jpg

Мария Трунтаева и Мария Колотовкина, галерея White Lines (Санкт-Петербург):

Наша задача как галереи — развивать художников и предоставлять им возможности для роста. Ярмарка в Манеже — это для художников возможность экспонирования на широкую аудиторию. Проведение именно в период Петербургского международного экономического форума для нас здесь вторично. Очевидно, что такому городу, как Петербург, нужна крупная ежегодная ярмарка современного искусства для поддержания статуса культурной столицы.


«1703»: СЕКЦИЯ «ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО»

Среди участников — центр Art & Science Университета ИТМО, многофункциональная платформа о цифровом искусстве masters digital и другие галереи. Masters digital представила NFT-выставку «Химеры». Проект демонстрировал работы молодых медиахудожников из России и Казахстана, анализирующих пластику нового цифрового тела. В своей практике авторы рефлекcируют на тему гибридности физического и цифрового тела (Юлия Низамутдинова/Julia Cyberflora, Ринат Абдрахманов/L’bank) и переосмысляют классические образы из истории визуальной культуры: в работах рассматриваются изображения маски и черепа от жанра vanitas и театральных фантасмагорий (Мария Архипова, Кирилл Рейв) до современных цифровых аватаров (Алексей Ефремов/Solar.w).

Проекты, представленные центром Art & Science Университета ИТМО, исследуют границы виртуального пространства, экспериментируют с традиционными материалами, преломляя их через использование научно-исследовательских методов и привнося в выставочное пространство лабораторную эстетику.


«1703»: СЕКЦИЯ «КОЛЛЕКЦИИ»

Центральная тема «1703» в 2022 году — коллекционирование, поэтому на первом этаже ЦВЗ «Манеж» в фокус попала экспозиция работ из частных коллекций с кураторскими зонами знаковых галерей Петербурга — Marina Gisich Gallery и КGallery. Задача некоммерческой секции ярмарки — рассказать аудитории о современных практиках формирования коллекций, подчеркнуть важность коллекционеров как одной из движущих сил художественного процесса.

Марина Гисич.jpg

Марина Гисич, Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург):

Что значит быть с искусством в наше время? Образ жизни? Образ мышления? Быть причастным к чему-то, что неподвластно времени и пространству? Задача галерейного бизнеса в России сегодня — не только продажа отдельных произведений, но и продвижение определенного образа жизни, находящегося в диалоге с искусством, рождающимся в современном нам поколении. Быть с искусством — не обязательно означает обладать, тем не менее этот раздел ярмарки посвящается героям своего времени — коллекционерам, позволившим себе однажды приоткрыть дверь в другой мир. Для первого выпуска ярмарки команда Marina Gisich Gallery, одной из старейших и наиболее опытных галерей из Санкт-Петербурга, подготовила особый выставочный проект, очень тесно связанный с городом.

«Быть с искусством» — так называлась книга-исследование, вышедшая к 20-летнему юбилею галереи. На протяжении более чем десяти лет особое место среди коллекционеров галереи занимает ряд известных спортсменов футбольного клуба «Зенит». С 2011 года в процессе кропотливой совместной работы сложились замечательные коллекции — на сегодняшний день в семейных собраниях шести игроков клуба находится около 100 произведений, представляющих срез современного искусства России, где особое внимание уделено петербургским авторам. 

Для некоммерческого проекта ярмарки «1703» KGallery собрала работы художников из группы «Одиннадцать», получившей свое название после знаменитой выставки 1972 года, организованной в новом выставочном зале СХ РСФСР на Охте по инициативе художников Германа Егошина и Валерия Ватенина. В ней принимали участие 11 человек, представлявших «левое» крыло ЛОСХ, благодаря чему за ней закрепилось неофициальное название «Выставка одиннадцати».

В собрании KGallery представлен каждый художник группы. Это золотой фонд галереи, хиты коллекции. В экспозиции участвовали работы Завена Аршакуни, Евгении Антиповой, Валентины Рахиной, Бориса Шаманова, Валерия Ватенина, Ярослава Крестовского и Виктора Тетерина, Германа Егошина, Леонида Ткаченко, Виталия Тюленина и Константина Симуна.


Кристина Березовская.jpg

Кристина Березовская, KGallery (Санкт-Петербург):

Решение выбрать именно произведения группы «Одиннадцать» мотивировано тем, что, несмотря на то что работы художников неоднократно выставлялись на групповых и персональных выставках в государственных музеях России, частных галереях и пространствах в нашей стране и за рубежом, их творчество все равно не так хорошо известно широкому зрителю, и лишний раз напомнить о таланте каждого участника «Одиннадцати» показалось нам наиболее удачной идеей. Кроме того, в 2022 году исполнилось 50 лет первой совместной выставке «Одиннадцати», и это совпадение тоже не хотелось упускать.


«1703»: ЛЕКТОРИЙ ОТ ШКОЛЫ MASTERS

Цикл дискуссий и лекций для гостей и участников ярмарки «1703» подготовила команда школы Masters. Ведущие специалисты в сфере искусства, кураторы и галеристы, среди которых Марина Гисич, Александра Лекомцева, Анна Нова, Алиса Прудникова, делились своим опытом и рассказывали о поддержке молодых художников, будущем галерейного бизнеса, секретах коллекционирования и тенденциях в диджитал- и NFT-искусстве.

Темы дискуссий: «Галерейный бизнес в России: перспективы и этапы развития», «Молодые художники», «Коллекции и коллекционирование», «Государственные и частные музеи: что дальше?», «Цифровое искусство», «Новый Петербург», «NFT сегодня. Главные и последние тенденции», «PR и продвижение. Главные продажи по списку UBS» и «Как начать разбираться в современном искусстве. Ярмарки: зачем они нужны».

Полина Бондарева.jpg

Полина Бондарева, школа Masters:

Наконец в Северной столице появился свой концепт ярмарки, где будет фокус на российское искусство и возможность показать больше наших художников. Мне кажется, дни проведения ПМЭФ — это лучшее время, когда можно не только собрать на одной площадке арт-сообщество, но и привлечь новую аудиторию бизнеса, которая становится активным игроком на этом рынке. Сейчас главной задачей является показать хорошее российское искусство и основные галереи, которые приведут своих коллекционеров, а также познакомить широкую аудиторию с форматом ярмарки и с помощью образовательной программы расширить ее.

Источник