«Феномен коллекционирования: от протомузея к новым медиа» — что важно знать?

Все события

Главные тезисы выступления историка искусства, моды и дизайна, методиста Государственного Эрмитажа и коллекционера Екатерины Бычковой в рамках годовой программы лектория ярмарки «1703».


От Античности до Средневековья

В Древней Греции звучит слово мусейон — место, посвященное музам, святилище муз. Первый из таких мусейонов основан в III веке до нашей эры. Это то слово, от которого произошел термин «музей». Когда в XX веке сформируется то понятие музей, которое мы знаем сейчас, очень ярко прослеживаетcя концепция «музей-храм», где «поклоняются» искусству. Многие музеи от этой концепции сейчас отходят, музей становится более демократичным, более дружелюбным, но концепция «музей-храм» все еще сохраняется.

Мусейонов было огромное количество. Один из самых известных — Александрийский, являвшийся хранилищем книг. Еще один прообраз современного музейного пространства — пинакотеки, где хранились произведения древнегреческой живописной школы.

В Античности формируется представление человека о себе как о наследнике предыдущих цивилизаций. Как о том, кто должен сохранять все, что было. И это важная грань в разговоре об изменении сознания собирателя в том числе.

В случае с Римской империей огромное значение приобретают трофеи, чье собирательство также можно сравнить со своего рода коллекционированием. В это же время зародились и первые аукционы, где можно было приобрести произведения искусства. Еще один переломный момент, важный для истории коллекционирования: коллекции начинают превращаться из частных в публичные, пусть и доступные для ограниченного круга. Помимо этого начинается разговор о том, как правильно хранить и систематизировать предметы, появляются первые описи, пока еще далекие от того, что можно назвать каталогом.

В Средние века не было коллекционирования в привычном нам виде. Главными хранителями и собирателями становятся церкви, и собираемые предметы чаще всего служат религиозным целям. Внимания к частному собирательству значительно меньше. Здесь важен термин «предметы предмузейных коллекций» — да, предметы довольно разрознены, не выстраиваются в единую линию повествования, но тем не менее это уже коллекция, пусть и не музейная, а с другими задачами.

В Античности и Средневековье человеком при собирательстве предметов движут: самоидентификация, связь с предками, удовлетворение любознательности, эволюция научной мысли, трофеи, престиж, познание мира, фетиши и разные формы верований.


От Эпохи Возрождения к Эпохе Просвещения

Новый импульс собирательству дала эпоха Возрождения, когда активно развивалась наука, началась эпоха великих географических открытий. В это время развиваются и идеи гуманизма, значимости человеческой деятельности. Это стало толчком к развитию коллекционирования, которое начинает набирать обороты. Развивается идея патронажа, когда у художников появляются покровители. Коллекции в первую очередь служат для того, чтобы подтвердить статус той или иной семьи. Частное собирательство становится таким мощным, что становится понятно, что эти коллекции нужно демонстрировать публично.

В Эпоху Ренессанса широко появляются «Кабинеты древностей», где можно было увидеть не только странные, диковинные экспонаты, но и художественные произведения. Они занимались накоплением и классификацией предметов. Главным мотивом было создание образа упорядоченной Вселенной: «Чем больше в твоей коллекции предметов, тем более точно ты себе представляешь этот мир».

Во время Эпохи Просвещения появляются музеи новые типа, которые отходят от образа замкнутых частных коллекций. Появляется первый национальный музей — Британский, основанный на базе трех частных коллекций. Музеи разрастаются, охватывают уже не одно здание, а целые кварталы и даже острова. Также ведется разговор об образовательной миссии и создании учебных музеев.

 

От XIX века к XX 

Первая половина XIX века делает музей одним из ориентиров формирования идентичности. Музей становится публичным, круг посетителей значительно расширяется. Происходит историко-документальный переворот — коллекции начинают систематизироваться, опираясь на хронологический принцип. Музей начинает меняться и изнутри, ведутся разговоры об экспонировании, чтобы посетители получали максимальную информацию от общения с искусством.

Во второй половине XIX века музеи становятся важной частью для каждого крупного города, превращаются в центры притяжения и занимают все большее место в жизни каждого человека. Промышленники начинают активно продвигать собирательство, их коллекции играют огромную роль в становлении новых музеев. Яркий пример — собрания Третьяковых, Щукиных и Морозовых в России, Тейта в Великобритании. Также на музейную сцену в этот период выходит Америка, туда начинается мощный отток европейского искусства, расширяется и присутствие американских художников в Европе. Происходят значительные перемены в музейной архитектуре и экспонировании.

Появляются маршаны, посредники между художниками и покупателями. Среди известных имен: Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар. О них можно прочитать книгу «Воспоминания торговцев картинами».

 

Музеи-лаборатории

В первой половине XX века начинают появляться первые музеи современного искусства. В 1918 году Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин открывают Музей живописной культуры, где под номером 1 был выставлен «Черный квадрат» как отправная точка. Художники сами теоретизировали, создавали музей, наполняли его своим искусством и выстраивали диалог с публикой. То есть художник становится одним из главных действующих лиц в музейном деле, зарождается «живой музей», «музей-лаборатория». Но скоро это искусство обвинят в формализме и спрячут от зрителей на долгие годы.

Первые музеи современного искусства появляются и в Америке — MoMA, музеи Гуггенхайма и Уитни. Возникает вопрос об экспонировании новейшего искусства: как хранить быстро разлагающиеся материалы, инсталляции и материалы перформансов. Одним из лидеров становится первый директор МоМА Альфред Барр, заложивший основы музея современного искусства вообще и предложивший концепцию «белый куб».

C 1960-х годов регулярной практикой становятся совместные выездные выставки, проводятся большие смотры современного искусства. В 1970-е годы усиливается критика музеев, предлагающая пересмотреть их взаимодействие со зрителем. Начинает развиваться понятие, которое мы сейчас называем кураторством. В 1980-е на арт-рынок выходит Япония, что становится важным моментом в истории коллекционирования и меняет ландшафт мирового рынка искусства.

К 1980-м экономика окончательно восстанавливается, музеи разрастаются и становятся местом паломничества для туристов. Продолжают вестись обсуждения, как хранить искусство новых медиа и как документировать процесс создания работы.

Сейчас музеи стремятся стать «третьим местом», местом, которое будет притягивать людей в свободное время. Они соединяют в себе множество функций, создаются новые институции, объединяющие и экспонирование, и образование, и научно-исследовательскую деятельность, и институт кураторства, и публичные программы.


Основные мотивы коллекционирования

→ Экономические. Коллекционирование как инвестирование.

→ Социальный престиж. Своя коллекция как возможность продемонстрировать, какое место ты занимаешь в социуме, твой уровень достатка, твой уровень интеллекта.

→ Магический. Собирательство по причине смыслов, которые мы сами в предмет вложили.

→ Любознательность и интерес. Желание узнать что-то новое.

→ Образовательная цель. Особенно в случае, когда частные коллекции становятся публичными.

→ Эмоциональное впечатление от обладания предметами искусства, от их поиска и нахождения.


Подытоживая разговор

В коллекционировании решающее значение имеет то, что предмет избавляется от всех своих изначальных функций, чтобы установить предельно тесные отношения с себе подобными. Эти отношения диаметрально противоположны использованию и подпадают под необычную категорию «полноты». Что означает эта «полнота»? Это грандиозная попытка преодолеть совершенно иррациональный характер простой подручности предмета путем его интеграции в новую, специально разработанную историческую систему — коллекцию. И для истинного коллекционера каждая отдельная вещь в этой системе становится энциклопедией всех знаний об эпохе, пейзаже, промышленности, владельце, от которого она ведет свое происхождение.

 

Вальтер Беньямин, «О коллекционерах и коллекционировании».