Большие культурные проекты и города: что важно знать?

Все события

Тезисы выступления Алисы Прудниковой, программного директора Фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2», комиссара и художественного руководителя Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в рамках годовой программы лектория ярмарки «1703».


Сила местности 

В культуре очень многое связано со спецификой и органикой локальности. Мне кажется, мы очень часто недооцениваем этот потенциал в культурном проектировании, увлекаемся другими идеями. «Было бы классно сделать это или вот другой проект». А насколько это прорастет? Насколько это дает возможность пустить корни, насколько за этим стоит какая-то своя история? Это очень важно.


Как резиденции меняют судьбу места

С 2012 года мы стали развивать программу резиденций. Один из моих любимых городов — это Сатка Челябинской области, где находится предприятие «Магнезит». Маленький город, 40 тысяч человек. В 2021 году там в карьере появилась инсталляция «Сад камней» Василия Кононова-Гредина, состоящая из 250 зеркал. И сейчас этот карьер развивается как арт-парк. Туда ходят все саткинцы. И вот это особенно важно, что искусство приняли люди, на земле которых оно появилось. Один резиденциальный проект может изменить судьбу целого места.

Где искать вдохновение?

Художник Леонид Тишков однажды сказал: «Настоящее искусство выходит из нутра». Мне кажется, что Уральская индустриальная биеннале — проект, который как раз и прорастает из нутра, из локальной глубинной истории. И поэтому у него есть стабильность, устойчивость и очень много внутренней энергии, чтобы сохраняться, видоизменяться и развиваться.


Сложнее начать или продолжить?

Вторая итерация большого проекта всегда сложнее со всех точек зрения. Потому что это не такой кураж, как когда ты делаешь что-то впервые. Ты уже понимаешь, что за всем этим стоит.

Искусство предугадывать будущее

Важная деталь о масштабных начинаниях — это когда большой проект не просто тяжеловес, который врывается в информационное поле с определенной повесткой, а когда это тяжеловес, но тонко чувствующий, с высокоразвитой интуицией. Мы в январе 2020 года придумали тему биеннале 2021 года «Время обнимать и уклоняться от объятий», а в марте 2020 года что? Мы все сели на карантин. Аудитория считывает такое предвосхищение, начинает больше вам доверять.


О плюсах формата биеннале

Формат биеннале позволяет тебе сказать: «Мы не хотим больше делать основной проект, не хотим. Вот так мы чувствуем сейчас современность. Мы не хотим больше в эту же реку и можем себе это позволить». И это так круто! Что можно делать переходы от одного проекта к другому, но не нарушая ни перед кем, и перед самим собой тоже, никаких обязательств и обещаний.

Страх несовершенства

Еще одна проблема большого проекта — проблема боязни несовершенства. Когда мы сделали биеннале в 2015 году, мне казалось, ну всё, лучше этой биеннале мы никогда не сделаем. Это очень сложный вызов — найти, в чем ты будешь лучше, кроме того, что ты вырастешь по размерам. Но позже мы поняли, что «та биеннале была, да, а вот следующая уже нет».

При работе над крупными проектами, такими как биеннале, важно что-то от себя как бы «отрезать» — и этого совершенно не бояться. Отпускать определенные вещи в свободное плавание и не переживать по этому поводу.