Арт-ярмарки и главные тенденции глобального мира искусства: что важно знать?

Все события

Тезисы выступления Ксении Чемезовой, кандидата искусствоведения и куратора выставочных проектов в сфере современного искусства, в рамках годовой программы лектория ярмарки «1703».


Где зародились арт-ярмарки?

Одна из первых ярмарок, где начали продавать произведения искусства, состоялась в Антверпене в XVII веке. Как проходили такие мероприятия, можно увидеть на полотне фламандского художника Давида Винкбонса «Ярмарка» (1608 год). По сути это были деревенские праздники с танцами и театральными представлениями, где также проходила торговля картинами.

По некоторым подсчетам, сейчас в мире проходит уже более 200 ярмарок. Среди них TEFAF (Маастрихт), Art Basel (Базель, Майами, Гонконг, Париж), Frieze (Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сеул), «1703» и Port Art Fair (Санкт-Петербург), Cosmoscow, blazar и «Арт Москва» (Москва), «Контур» (Нижний Новгород) и многие другие.


Что такое арт-ярмарка сейчас?

Появившись как своего рода фестивали искусства, где также можно приобрести произведения художников, ярмарки постепенно развивались и расширяли свои функции, выходя за рамки сугубо коммерческой составляющей. Сейчас это важные просветительские площадки, которые сопровождаются насыщенной параллельной программой, включающей лекции, дискуссии, круглые столы, кинопоказы, перформансы. Яркий и современный пример — ярмарка «1703» и ее масштабный лекторий.


Зачем посещать арт-ярмарки?

Для того, что приобретать произведения. Ярмарка — прекрасный способ начать собирать искусство. Есть некий миф, что там представлены только какие-то сумасшедшие по стоимости работы, но это не так. Главное — настроить оптику, не бояться общаться и обращаться к галеристам, узнавать детали. Зачастую можно приобрести тиражную графику и произведения молодых художников по очень демократичным ценам.

Посещать арт-ярмарки нужно не только для покупки работ, но и для формирования качественной насмотренности, развития креативного мышления, понимания языка актуального искусства и глобального контекста. 

На таких мероприятиях можно и нужно знакомиться с художниками, кураторами и галеристами. Некоторые люди боятся приходить на арт-ярмарки, думая, что это события для какой-то привилегированной аудитории, что с ними не будут разговаривать. На самом деле вы можете спокойно подходить к организаторам, участникам, это только подстегивает их интерес к диалогу. Художникам нравится рассказывать о своих работах. Если вы чего-то стеснялись и не посещали ярмарки, можно спокойно попробовать эту практику. 

Также ярмарки дают возможность узнать разные взгляды на мир и поделиться своим мнением. Вы можете посещать дискуссии, лекции, круглые столы — слушать экспертов и делиться собственной точкой зрения, при этом быть уверенным, что вас выслушают.


Главные тенденции арт-рынка

  • Устойчивый интерес к интернет-платформам в области искусства. С 2020 года наблюдается рост продаж произведений через интернет.

  • Интерес к сфере новых медиа. Все больше коллекционеров приобретают цифровое искусство и NFT.

  • Внимание к творчеству молодых художников (до 40 лет). Как следствие — высокие цены на ультрасовременное искусство. Если раньше художнику требовалось больше времени, чтобы попасть на мировые арт-ярмарки, сейчас это происходит гораздо быстрее. В том числе и за счет социальных сетей, когда авторы через развитие личного бренда в медиапространстве получают приглашения от культурных институций.

  • Развитие восточного рынка. В 2021 году Гонконг стал вторым городом после Нью-Йорка по продажам искусства. Это произошло благодаря планомерной работе аукционных домов, открывших там штаб-квартиры, — Christie’s, Sotheby’s, Philips. Очень перспективное направление и зона развития.

  • Согласно опросу Artsy, среди художественных направлений большой популярностью на рынке пользуются абстрактное искусство и экспрессионизм. 

  • Повышенный спрос на женское искусство. Яркий пример — Венецианская биеннале 2022 года, где было представлено беспрецедентное число художниц. При этом женское искусство пока не побило рекорды продаж мужского, но мы наблюдаем его растущую популярность.

  • Интерес к локальной идентичности. Каждая ярмарка, проходящая в той или иной стране, не только представляет глобальный срез, но и репрезентует современное локальное искусство, показывает работы местных художников.